Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории
Тенденция приписывать все заслуги народа Сталину И.В., распространившаяся в пропагандистской работе,
_
1 Лебедев П.И. - Из истории борьбы за реализм в сов.искусстве, с.7.
2 История КПСС. М.: 1960, с.483.
проникла в искусство. Это выражалось в выборе определенных сюжетов для статуй, картин, рисунков, в самой трактовке произведений. На первое место выходила непосредственно личность Сталина И.В., его личные заслуги считались абсолютными. В изобразительном искусстве стали утверждаться» приемы внешней героизации, нарочитой породности, декоративной пышности».1 С теми же тенденциями связаны еще и такие явления художественной практики предвоенных лет, как увеличение значительной части деятелей искусства, изображение всякого рода торжеств и празднеств, «склонность игнорировать трудности и противоречия жизни».2
Градостроительство, развернутое еще в 20-е годы, приобретает теперь больший размах. Генеральный план реконструкции Москвы, выработанный к 1935 году воплотил новые устремления советского зодчества с наибольшей полнотой. Уже в той части, какой его удалось осуществить до войны, он преобразил столицу. Новые градостроительные идеи внесли черты помпезности и монументализма во многие промышленные центры страны. Бурно росли, обретая свое особое лицо, многочисленные традиции архитекторов разных школ, которых объединил заказ партии в стремлении добиться того, «чтобы и камни
1 История русского искусства, т.12, с.12.
2 История русского искусства, т.12, с.12.
заговорили, чтобы здания, улицы и площади»1 своим величием показали бы каждому советскому человеку его ничтожность по сравнению с величием поставленной партией задачи, перед величием вождя Сталина И.В., перед идеалами социализма.
Художественная жизнь к 1930 – началу 1940-х годов во многом была не похожа на художественную жизнь предшествующего периода. Не было уже группировок, ушли в прошлое многие течения в искусстве: кубизм, футуризм, другие «левые течения». Тем не менее, в 30-е годы идет активная борьба за унификацию всех течений в искусстве, за внедрение метода социалистического реализма. Никогда раньше борьба с формализмом и натурализмом не приобретала такого размаха, не захватывала столь широко деятелей искусства, как в 30-е годы.
По-новому протекала теперь выставочная деятельность. Не стало выставок исчезнувших художественных группировок, но небольшие групповые выставки родственных по своим направлениям художников изредка устраивались.
Устраивались персональные и тематические выставки.
_
1 История русского искусства, т.12, с.13.
Искусствотворческий подход к рассмотрению вопросов развития советской культуры является наиболее полным. Рассматриваются большинство основных направлений в советском искусстве, практически в полном объеме рассматривается культурная жизнь общества. Тем не менее,
скованные партийными догмами рассматривали все процессы происходившие в советском искусстве с точки зрения официальной партийной идеологии, четко соблюдая принцип иерархии искусств и рассматривая все многообразие культурной жизни с этих позиций. В связи с данным подходом рассмотрению целых направлений в искусстве не уделяется никакого внимания.
Резюмируя весь вышеизложенный материал выявляются два основных подхода к изучению вопросов развития советской культуры. Историки относящиеся к первому подходу рассматривают развитие отечественной культуры в контексте официальной идеологии, для них характерен принцип иерархии искусств с главенством изобразительного искусства. Направления в отечественной культуре рассматриваются с позиций их отношения к методу социалистического реализма – основного метода советского искусства. Направления искусства, авторы и произведения, не укладывавшиеся в рамки идеологии не рассматриваются. Не уделяется внимания многим направлениям в изобразительном искусстве – кубистам, футуристам, беспредметникам и так далее. Целые направления в поэзии, музыке, кинематографе, скульптуре, архитектуре, литературе остаются без рассмотрения. Не рассматривается в полном объеме влияние личности Сталина И.В. на развитие отечественного искусства. Издание работ подобных авторов условно можно отнести к периоду до 1988 г.
Ученые относящиеся ко второму подходу, издаваемые в более позднее время, стоят на принципиально других позициях. Для них характерен комплексный подход к вопросам развития отечественной культуры, но большее внимание уделяется влиянию идеологии, репрессий, тоталитарного режима в целом на развитие отечественного искусства. Многие вопросы, связанные с развитием отечественного искусства, остаются без рассмотрения. Во многих направлениях советской культуры указываются только наиболее известные произведения и их авторы, в полном объеме информация ни в одном из источников не представлена.