Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории
3 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл. образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с. 431.
создаваемый его окружением, ореол отца народов, кумира масс. Небывалую популярность личности Сталина Долуцкий объясняет религиозностью российского общества, которое приняло «нового бога». Культ личности подкреплялся также мощной идеологической борьбой, репрессивной машиной, характеризовался концентрацией власти в одних руках.
В конце параграфа автор учебника делает несколько выводов:
1. Можно предположить, что изменения в культуре носили органический характер, так как подчинялись единственной цели – обеспечению ускоренной индустриализации. Возникла недостаточно квалифицированная интеллигенция, рабочие получали минимум грамотности.
2. Административная система, не способная к созидательной деятельности человека, вынужденная использовать талантливых людей, которые не являлись винтиком системы, работали творчески и беззаветно. Этим людям – Вавилову, Иоффе, Мейерхольду и многим другим – обязана страна успехами. Заслуга системы лишь в том, что она, чтобы не погибнуть, шла на компромисс с подлинной интеллигенцией и допускала в безопасных для себя пределах свободу творчества. Отсюда вывод: без Системы успехи могли быть большими.
3. Репрессии в области культуры имели катастрофические последствия. Подлинный художник уникален, заменить его нельзя.
Учебник Долуцкого содержит нетрадиционный объем информации, в нем нет полного перечня деятелей культуры, их достижений, содержится не входившая ранее в другие учебники информация. Большой объем информации остается на самостоятельное изучение учащихся, подталкивая их на исследовательскую работу. Иллюстрации в учебнике отсутствуют.
Учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России ХХ век»1 предназначен для использования в 9 классе по курсу отечественной истории. В нем освещены предусмотренные школьной программой основные проблемы истории России ХХ века.
Анализируемое 5-е издание существенно доработано в сторону облегчения текста и большей доступности для учащихся. В учебник введены иллюстрации по тексту. При иллюстрировании по тексту использованы архивные фотоматериалы. Учебник является федеральным, рекомендован Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Культурной жизни советского общества посвящены отдельные параграфы в разделах: 23-24 «Духовная жизнь: достижения и потери»2 и 29 «Свет» и «тени» духовной
_
1 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл. общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г.
2 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл. общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г., с.152
жизни советского общества»1, освещающие развитие советской культуры в 1917-1927 и 1928-1938 годах соответственно.
Каждый параграф разделен на пункты, содержащие отдельный блок информации, поэтому является целесообразным провести анализ каждого пункта.
В пункте «Борьба с неграмотностью» отмечается, что Ленин В.И. определяя главных врагов социалистической революции, называл неграмотность. При этом Ленин четко сформулировал волнующую его проблему: «Безграмотный человек стоит вне политики». Следовательно, основная задача посредством ликвидации неграмотности изменит умонастроения людей.
Упоминается декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», подписанный Лениным В.И. в 1919 г. и создание в 1920 г. Всероссийской чрезвычайной комиссией по ликвидации неграмотности. Перепись 1926 г. показала итог работы – 5 миллионов дополнительно грамотных людей.
В пункте «Строительство советской школы» описывается создание системы образования в СССР. Упоминается «Положение о единой трудовой школе в СССР», утвержденное ВЦИК 30 сентября 1918 г., перечисляются принципы школы, упоминается о «перегибах» в системе школьного образования, ликвидация парт, урочной системы, заданий на дом, оценок,
_
1 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл. общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г., с.186
экзаменов и т.д.1 Покровительство государства учащихся из среды рабочих крестьян, государство обеспечивало их стипендиями и общежитиями.
В пункте «Развитие науки» отмечается, что на начальном этапе советской власти существовали духовно-философские традиции Серебряного века. Но если представители гуманитарных направлений науки работали благодаря собственному энтузиазму вопреки воли властей, то ценных естественников власть стремилась привлечь к тесному сотрудничеству (Жуковский Н.Е., Вернадский В.И., Циалковский К.Э., Павлов И.П. и др.).
С введением НЭПа оживились традиционные формы научной работы. Стали собираться профессиональные съезды ученых.