Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории
Формирование новой культуры невозможно без появления новых героев, новых тем, новых идейно-этических нравственных норм, появления новых форм искусства. Учащиеся рассказывают о появлении агитационно-политического театра Маяковского В.В., деятельности Мейерхольда В.Э., Марджавского К.А.
В 1923 г. возникает особый жанр эстрадно-театральных представлений, театрализованных действий, вышедших на улицы и площади – инсценированная «живая газета», отражающая жизнь страны в форме литературно-художественных монтажей, частушек, фельетонов, хоровых и музыкальных номеров, юмористических сценок. Роль этого жанра в практически безграмотной стране трудно переоценить.
1 Косова Г.Р.- Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР:7-10 кл.- М. :Просвещение, 1987, с. 180.
Следующее занятие, рассматриваемое Косовой Г.Р., - семинар по работе Ленина В.И. «Задачи союзов молодежи». Школьникам предлагается дома прочесть это произведение.
В начале семинара предлагается спросить у учащихся об основных направлениях деятельности Советского государства в области народного просвещения. Рассматривая произведения искусства выявить, что общего в них, какую смысловую нагрузку они несут, какие новые темы появились в этих произведениях по отношению к произведениям прошлых лет. Раскрывается понятие партийности в литературе и искусстве.
На уроке необходимо рассуждение о герое произведения – представителе поколения, которое решит задачу разрушителя старого мира, перспективах созидания нового, наконец, о пролетарской культуре и т. д.
На уроке «Заветы В.И. Ленина. Ленинский план построения социализма» учащиеся знакомятся со взглядом Ленина В.И. на формирование новой культуры, с текстом документов, подписанных Лениным в области культуры. Раскрывается понятие культурной революции, говорится о том, что преобразования в культуре неразрывны с созидательной деятельностью в самых различных областях. Необходимо выстроить в сознании учащихся следующую логическую цепь: революция – коренная ломка, главный ее вопрос – вопрос о власти. В ходе революции меняется власть и меняется строй, следовательно, можно говорить о коренных изменениях в такой области, как культура. Сердцевина культуры – идеология. Значит, с приходом к власти пролетариата коренным образом меняется идеология, господствующая в стране, сердцевиной пролетарской культуры становится идеология пролетариата – марксизм-ленинизм, культура нового общества будет выстраиваться в полном соответствии с данной идеологией, на основе культурных достижений предшествующего времени.
Характерные черты и стороны культурной революции рассматриваются на отдельном уроке, фиксируются изменения во всех отраслях культурной жизни общества.
Эта работа продолжается при изучении темы «СССР в годы социалистической реконструкции народного хозяйства»
На уроках по теме «Победа социализма (1926-1937 г.г.)» необходимо упомянуть о поступательном развитии советской культуры: рост грамотности, изменение идеологии людей, руководящая роль партии во всех этих процессах развития социалистического соревнования. Для изучения культурной революции автор монографии рекомендует проведение семинара по этой теме. К подготовке семинара приступают за 10-15 дней до его проведения, предлагая учащимся высказать свои соображения по данной теме. Косова предлагает следующую последовательность рассмотрения темы на семинаре:
1. Сущность культурной революции. 2. Культурная революция как звено ленинского плана построения социализма. 3. Задачи культурной революции. 4. Влияние
1 Косова Г.Р.- Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР:7-10 кл.- М. :Просвещение, 1987, с. 183
культурной революции на творческую активность масс – расширение возможности и поля деятельности масс в различных областях.1
После обсуждения в классе план занятия может быть изменен, дополнен. Семинар должен ставить перед собой цель углубления понятия культуры, расширить, углубить и конкретизировать понятие «культурная революция», отработать умение выяснять главное, видеть причинно-следственные связи, применять теоретические положения на практике, тем самым закреплять и развивать знания, умение и навыки.
Одна из главных задач для подобных семинаров – научить ученика постепенно подходить к проблеме. Существует так же ряд моментов, на которые, по мнению Косовой, необходимо обратить особое внимание.
Отмечая наличие двух культур в культуре буржуазного общества, ученики связывают их с двумя основными классами этого общества, с присущей тому и другому классу идеологией, ибо идеология – это сердцевина культуры. Рассматривая пролетарскую культуру, подчеркивают ее связь с борьбой пролетариата, раскрывают сущность культурной революции как коренного переворота в общественном сознании – идеологии и психологии людей в их ценностных ориентации.