Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории
Советским ученым тесно сотрудничавшим с властью посвящен блок дополнительной информации.2
Подробно описывается процесс установления государственного контроля над вузами, школами, введение цензуры, департации в 1922 г. 160 философов, несогласных с официальной идеологией, процесс чистки библиотек от антисоветских и антихудожественных книг, закрытия многих журналов и газет.
1 Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. -Россия в ХХ веке- Учебник для 10-11 кл. общеобразов учреждений – М.: Просвещение, 2000, с. 211.
2 Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. -Россия в ХХ веке- Учебник для 10-11 кл. общеобразов учреждений – М.: Просвещение, 2000, с. 182.
Поэтапно излагается процесс становления системы образования в СССР, рассматривается литературно-художественная жизнь Советской России, отмечаются наиболее известные произведения советских авторов во всех сферах культуры.
Указывается, что и в этой области партия постепенно наводила «революционный порядок», используя как государственные структуры, так и литературно-художественные объединения коммунистической ориентации: Пролеткульт, РАПП и др., травившие неугодных власти деятелей культуры. Под огнем критики находились и попутчики – литераторы, сочувствующие советской власти, но полностью не разделявшие ее взглядов, несмотря на объявленный плюрализм в искусстве, все создаваемые произведения подвергались жесткой идеологической цензуре, тем не менее это не помешало создавать величайшие творения своего времени.
Развитию культуры 30-х годов посвящен раздел «Завершение культурной революции» в 49 «Общественно-политическая и культурная жизнь». Блок информации по данной теме начинается с описания процесса создания творческих союзов в свете постановления ЦК ЦКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932 г.). Упоминается о гонениях, направленных против деятелей искусства не попавших в тот или иной союз. Далее раскрывается понятие социалистического реализма, как основного метода в советском искусстве. Повествуется о процессе «регенирации» дореволюционной культуры, начинают издаваться классики-романисты Пушкин А., Лермонтов Ю., Гоголь Н. И др.
Большую роль приобретает, по мнению авторов, история, позволявшая оправдать деятельность сталинского правительства, особенно ее сокращенный вариант - «Краткий курс истории ВКП(б)», отрывок из предисловия к которому приводится.
В обществе идет процесс мощнейшей идеологизации, уничтожение всего, что не вписывается в рамки идеологии, страдают не только люди и их произведения, но и архитектурные памятники. Значительный блок информации посвящен достижениям советских ученых.
Большие блоки информации посвящены советскому театру, литературе, искусству, кино.
Оценивая успехи культурной революции авторы учебника отмечают значительный рост грамотности среди населения, но приводятся факты свидетельствующие о различном их уровне у различных возрастных масс населения. Идет процесс идеологизации образования, вводится программа полностью составленная с учетом идеологии.
Учебник снабжен обширными иллюстративными приложениями, в частности Юон К. «Новая планета», Рылов А. «В голубых просторах», Кустодиев Б. «Большевик», работы Петрова-Водкина, Малевича К., Татлина, архитектурная фантазия Черникова Я. В тексте параграфов фотография скульптора Мухиной В. «Пламя революции» и афиша к фильму братьев Васильевых «Чапаев».
В тексте учебника не просматривается процесс влияния культа личности Сталина на развитие советского искусства. После параграфа имеются вопросы всех уровней.
Учебник богат фактологическим материалом в ущерб теоретической информации, причинно-следственным связям и т.п. Наличие иллюстративного приложения способствует лучшему усвоению информации по искусству. В учебнике отсутствует информация об образовании и взаимодействии литературно-художественных организаций, влияние культа личности на советскую культуру.
Новое пособие Дмитриенко В.П., Шестакова В.А., Есакова В.Д. «История отечества ХХ век»1 по одному из самых сложных школьных курсов охватывает период отечественной истории от событий 1917 года до 1993 года.
Книга снабжена большим количеством документов, многие из которых были опубликованы лишь в последние годы. Осмыслить противоречивые материалы, избежать односторонних оценок помогут вопросы и задания, помещенные в конце каждой главы.
Пособие одобрено Федеральным экспертным советом, рекомендовано к изданию Министерством общего и профессионального образования РФ и включено в состав федерального комплекта учебников.
1Дмитриенко В.П., Шестаков В.А., Есаков В.Д. -История отечества ХХ век. 11 кл.:Пособие для общеобразоват. школ .- М.:ДРОФА, 1998