Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

Отдельные разделы информации, посвященные развитию культуры в 20-30-е годы в пособие отсутствуют. В 22 «Засуха и голод»1 в пункте «Насилие под церковью»2 описывается процесс установления государственного контроля над церковью. В 31 «Большой террор»3 упоминаются имена репрессированных деятелей науки и искусства.

История России: Учебное пособие для ВУЗов, колледжей, лицеев, гимназий и школ: В 2т, Т.2/ Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А.4

В данном учебном пособии, альтернативном федеральным учебником авторским коллективом, под руководством Данилова А.А., предложено новое, целостное осмысление истории России с учетом достижений в отечественной и зарубежной историографии, а также закрытых до последнего времени архивных материалов. Рассмотрено политическое социальное, экономическое и культурное развитие России – от эпохи расселения славян и

1Дмитриенко В.П., Шестаков В.А., Есаков В.Д. -История отечества ХХ век. 11 кл.:Пособие для общеобразоват. школ .- М.:ДРОФА, 1998, с.163

2Дмитриенко В.П., Шестаков В.А., Есаков В.Д. -История отечества ХХ век. 11 кл.:Пособие для общеобразоват. школ .- М.:ДРОФА, 1998, с.167

3Дмитриенко В.П., Шестаков В.А., Есаков В.Д. -История отечества ХХ век. 11 кл.:Пособие для общеобразоват. школ .- М.:ДРОФА, 1998, с.237

4 История России: Учебное пособие для ВУЗов, колледжей, лицеев, гимназий и школ: В 2т, Т.2/ Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. и др. Под ред. Леонова С.В.-М.:Владос,1995г.

создания государства Русь до настоящего времени. Значительное внимание уделено особенностям развития отечественной истории в сравнении истории других, прежде всего европейских стран.

Пособие характеризует цивилизованный подход к изучению истории. Вопросам развития отечественной культуры 20-30-х годов ХХ века посвящены разделы в главах «Россия нэповская» и «Советский Союз на путях форсированного строительства социализма» соответственно.

Изучение вопросов развития культуры 20-х годов начинается с блока информации, посвященной проблемам народного образования в Советском Союзе. Указывается, что в ходе переписи населения в 1920 г., выявившая 54 миллиона неграмотных, остро встала задача ликвидации неграмотности, наряду с ликвидацией неграмотности решались и пропагандистские задачи – закрепление в массах коммунистической идеологии.1 Описываются мероприятия государства, направленные на борьбу с неграмотностью: организация общества «Долой неграмотность», образование сети рабочих клубов, изб читален, библиотек, издание книг, брошюр, излагавших оригинальную точку зрения. Выявляется проблема нехватки финансовых средств, стоявшая на пути введения всеобщего начального образования. Рассматривается подробно

1 История России: Учебное пособие для ВУЗов, колледжей, лицеев, гимназий и школ: В 2т, Т.2/ Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. и др Под ред. Леонова С.В.-М.:Владос,1995г., с. 208

структура начального образования, формы подготовки рабочих кадров (ФЗУ, техникумы, профкомы, краткосрочные курсы).

Рассматривается социальный состав учебных заведений, государственная политика в области высшего образования: благоприятные условия для поступления в ВУЗы рабочих и крестьян и искусственно затрудненный прием детей интеллигенции, нэпманов. Введение новых идеологизированных программ, удаления нелояльных к власти профессоров и преподавателей.

Отмечается противоречивость и сложность развития отечественной литературы и искусства, затруднившие их развитие: противоречия в экономике и политике, сложность общественных процессов периода нэпа, протест значительной части интеллигенции против революции, изгнание многих деятелей культуры.

Описываются литературные группы того периода, их основные художественные приемы, основные взгляды, писатели входившие в объединение, их основные произведения: «Серапионовы братья», «Перевал», «Кузница». В 1923 году возникла МАПП, а с 1924 года РАПП – организации, претендовавшие на монополию в литературе. Упоминается «Литературный центр конструктивистов» и «Левый фронт искусств».

В начале 20-х годов в литературе лидирует поэзия, это, по мнению автора пособия, вызвано дефицитом бумаги. В 20-е годы разворачивается борьба писателей реалистического (Короленко, Толстой, Верисаева и др.) и романистического направления (Горький, Серафимович, Фадеев, Фурманов, Булгаков и др.), завершившаяся «победой» романистов в середине 20-х годов.

Со второй половины 20-х годов литература стала терять своеобразие, наполняется штампами, стереотипными сюжетными схемами. В этом сыграла свою роль резолюция ЦК РКП (б) «О политике партии в области художественной литературы», которая усилила идеологизацию литературы и искусства.1

Перейти на страницу: 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35