Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории
Маргиналы – промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре, стабильной социально-этнической среды обитания, утратившие социально-этническую индетификацию.
Рассмотрим наиболее характерные черты тоталитарного режима:
Культ власти, восприятие власти как абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования.
2. Монополия одной партии на власть, не ограниченная по существу никакими законами, даже уставом самой партии. Недопущение любого политического инакомыслия и политической оппозиции.
3. Срастание партийного и государственного аппарата, когда в главе партии и государства стоят одни и те же лица, имеющие безграничную власть. Правящая партия становится государством в государстве.
4. Культ вождя, наделенного практичеки безграничными полномочиями и воплощающего не только абсолютную верховную власть, но и «дух нации» Миф о всесилии хоризматического вождя, его непогрешимости выполнял интегрирующую функцию, сплачивал нацию или народ на этой основе.
5. Фактическое отчуждение граждан от политического процесса, максимальное ограничение прав и свобод. Система террора и насилия приводит человека в состояние полного одиночества, «покинутости», незащищенности.
6. Наличие системы террористической тайной полиции, превращение насилия в главное средство политической борьбы. Основной лозунг – «запрещено все, что не приказано»
В экономической сфере тоталитаризм строится на монопольном контроле партийно-государственного аппарата над производством и экономической в целом, на сверх централизованном плановом руководстве и управлении хозяйственной деятельностью.
В духовной сфере важнейшей особенностью тоталитарного режима является доминирующая роль официальной идеологии, ориентированной на построение нового политического и социального порядка, создание нового типа личности. Тоталитарная идеология претендует на то, чтобы быть воплощением абсолютной истины и, поэтому как единственно верное учение, носит обязательный характер.
Выделяют несколько разновидностей тоталитаризма: коммунизм, фашизм, национальный социализм.
Исторически первой стала коммунистическая модель, для которой характерны уничтожение частной собственности, абсолютная власть в государстве во всех сферах жизни общества, включая образование, средства массовой информации, частную жизнь граждан.
Фашизм был установлен в Италии в 1922 году. Итальянский фашизм выступал не только за радикальное преобразование всего общества в соответствии с идеологической утопией, сколько за возрождение Римской империи, очищение «народной души» от бремени цивилизации, установление твердой государственной власти.
Национал-социализм как общественный строй возник в Германии в 1933 году. У национал-социализма много общего со сталинизмом, в частности оба основаны на идее социализма, на вере в возможность создания общества социальной Германии.
Очевидно, что тоталитарная модель общества не жизнеспособна: осуществляемые меры не рациональны, так как основаны на насилии, росте социальных издержек, нарастании диспропорций в экономике.
К началу 30-х годов в Советском Союзе окончательно оформляется режим тоталитарной власти. Советское общество 30-х годов по его отношению к режиму можно условно разделить на три группы:
искренне верившие в вождя и социализм с его идеями уравнительности и коллективизма;
колеблющиеся, сомневающиеся, неуверенные в правильности проводимой политики, но не сопротивляющиеся общему течению, а идущие за ним;
- сопротивляющиеся режиму личной власти Сталина.
Страна вошла в 30-е годы на волне «чрезвычайщины» Колхозы обеспечили «перекачку» средств в пользу индустриализации, но силы деревни были подобраны. Результатом оголившей деревню «перекачки» стал голод 1932-1933 годы. Страна вошла в 30-е годы с опасными деформациями в системе власти и культуре политического руководства.
Сознание масс стало привыкать к «чрезвачайным» мерам, многие их уже воспринимали как определенную норму и необходимость.
Парадокс эпохи проявился в том, что порыв энтузиазма на строительстве Магнитки, Комсомольска-на-Амуре, Турсиба, Днепрогэса сочетался с трагедией несправедливо раскулаченных крестьян, массовым голодом, политическими репрессиями. Переплетались в жизни 30-х искренняя восторженность новой жизнью, породившей иллюзорное чувство хозяина страны, и слепое поклонение мнимым идеалам.
Символом 30-х годов стал рекорд шахтера Алексея Стаханова, который с двумя помощниками вырубил за смену 102 т. угля, то есть около 5 норм на каждого (среднесуточная добыча на многих шахтах едва приближалась к 10 т. на человека).
У ударников труда складывалась особая психология. Они осознавали значимость своих трудовых усилий, особое, героическое отношение к труду. Они не просто стояли у станка или работали в поле, а считали каждый свой шаг определенным революционным поступком. Если еще в 1931-1934 годах руководство страны пыталось стабилизировать положение с помощью хозрасчета в цехах и бригадах, поиска форм материального стимулирования колхозников, то позже главенствующим в экономике становится административно-командный натиск. Однако «психология штурма» мало способствовала росту специальных профессиональных знаний, вела к стремлению «наскоком» освоить новую технику. Гонка за рекордами вскоре стала бить по качеству. За «романтикой штурмов» скрывалось страшное зло производства – брак, который был следствием погони за количественными показателями. Отсутствие специальных знаний прямо сказывалось на культуре производства. Психология «натиска» формировала и особый тип руководителя. Это были люди энергичные, по-коммунистически волевые и принципиальные, но на деле подчас мешавшие производству из-за отсутствия должного профессионализма, культурного уровня. Компетентное и гибкое руководство подменялось добросовестным выполнением команд, идущих от столь же «компетентного» верхнего эшелона власти.