Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории
Большой интерес представляет также мнение анонимного автора не считающего, что «Сталин – легендарная личность, сделавшая много для страны» Автор изобразил бы Сталина «размышляющего над своими ошибками», показать это он намеревался с помощью создания «печального образа Сталина, на лице которого написано переживание»
Интересна шаржевая манера изображения в работах Азарова С. (см. приложение 2.9) и Даровых Д. (см. приложение 2.10). Интересна также работа анонимного автора (см. приложение 2.11), автор объясняет сам содержание своей картины: «На картине должен быть изображен характер эпохи. Страх идет перед диктатором и в то же время всенародное уважение. Я бы изобразила все в серых тонах, так как на мой взгляд, мало кто осознавал, что их жизнь тогда была однообразной. Обыденность стала неотъемлемой частью жизни общества, в отличие от сегодняшнего уклада . На картине должно быть то, что призывает к светлому будущему. Должен быть фактор, который характеризует экономический и хозяйственный подъем того времени. И должен быть элемент плакатного искусства, как одного из основных жанров в живописи.
Для всех работ характерно отсутствие однозначной, единой точки зрения на изучаемую проблему. Все учащиеся творчески подошли к работе, выразив свои мысли по предлагаемой теме.
Тема урока: «Мир разрушающийся, мир ищущий,
мир вновь создаваемый»
(урок-размышление)
На уроке учащиеся получают возможность увидеть многообразие мира поэтов; влияние, которое оказала революция на развитие поэзии в Советском Союзе. На уроке ученики расширяют дополнительную информацию, выходящую за рамки уроков литературы. На уроке используется новая система подачи информации: поэты классифицируются в зависимости от их отношения к новой социалистической культуре.
Методической особенностью урока является задание в заключительной его части учащимся предлагается по отрывку из стихотворения отнести его автора к одной из классифицированных групп.
Цель урока – показать учащимся влияние новой культуры на развитие советской поэзии.
Задачи:
а) образовательные – сформировать у учащихся представление об основных темах советских поэтов;
сформировать у учащихся представление о влиянии различных явлений общества на развитие поэзии;
б) развивающие – формирование у учащихся умения делать выводы на основе получаемой информации;
умение решать познавательные задачи;
умение анализировать получаемую информацию, на основе анализа относить ее к тому или иному типу;
в) воспитательные – продолжить у учащихся формирование системы нравственных ценностей;
формирование у учащихся основных эстетических категорий.
Ход урока.
Во вводном слове учитель говорит о влиянии новой культуры на развитие советской поэзии, о процессах размежевания среди поэтов по отношению у новой культуре.
Событие февраля-октября 1918 года привели к становлению нового государства с новой системой власти, новой культурой. Творческие люди в подобных условиях разделились на несколько групп. Три наиболее многочисленные из них - люди принявшие новую культуру, считавшие ее единственно верной, открыто не принимавшие ее и «плывшие по течению» понимавшие неизменность изменений. Сходные процессы происходили и в среде поэтов.
В следующем блоке учитель говорит подробнее о каждой из групп, предоставляет учащимся информацию о поэтах, отрывки из их произведений.
Одни поэты, назовем их «традиционисты» как бы полностью прониклись духом старой эпохи, старого мира, этот мир является для них «миром разрушающимся». Темы их произведений обыденны и понятны всем, они пропагандируют вечные ценности. Эти поэты пишут о простых и известных вещах: о природе, о любви, о погоде, о цветах. Поэты привыкли видеть прекрасное во всем, что их окружает. Типичными представителями этой группы можно считать Есенина С. и Зоболоцкого Н.
Если Маяковский был громовой трубой революции, то Есенин – золотой флейтой. Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове Рязанской области, в крестьянской семье. Воспитывался у деда по матери, человека предприимчивого и зажиточного. Окончил четырехклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу. В 1912 году Есенин переехал в Москву, где служил у купца его отец. Работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок им. Сурикова, посещал лекции в народном университете Шаняковского. Впервые стихи Есенина появились в Московских журналах в 1914 году. В 1915 году он едет в Петроград, знакомится там с Блоком А., Городецким С., Клюевым Н. и другими поэтами.
Восторженно принятый литературной средой тогдашней столицы как посланец русской деревни, русских полей, Есенин быстро приобрел громкую славу. В 1916 году вышел первый сборник его стихов – «Радуница». Это была пора стремительного духовного роста и совершенствования мастерства поэта. В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал его по своему, с крестьянским уклоном. В марте 1918 года поэт снова поселился в Москве, где выступил одним из основателей группы имажинистов. Есенин много путешествовал. Вместе с жившей в Москве американской танцовщицей Дункан А. Побывал в Германии, Франции, Италии, Бельгии, Канаде, США. Возвратился из-за границы, по собственному признанию «еще более влюбленным в коммунистическое строительство». Поэзия Есенина необычайна по своей предельной искренности. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве» – говорил Есенин. Октябрь придал голосу Есенина удивительную мощь. Не будь Октября Есенин возможно остался певцом «печали полей», его пастушеский рожок не прозвучал бы так громко и не огласил бы всей нашей земли. Есенин выразил в своем творчестве и весеннюю радость освобождения, и порыв к будущему, и трагические коллизии переломной эпохи. В нем противоборствовали враждебные силы, многое тянуло назад к «деревянной Руси», к патриархальной старине («Я последний поэт деревни»), но магистральная линия его развития, несмотря на все наносное и случайное, была устремлена к светлым народным чаяниям. Лучшие страницы Есенина ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно тонко чувствовавший природу, Есенин был большим и смелым мастером стиха.