Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории
Тоталитарная власть строится на основе одной идеологии, обязательной для всех. Какое-либо изменение курса не представлялось возможным. Поэтому для тоталитарного государства необходима преемственность власти. Сталин должен был восприниматься советским народом как ученик, наследник Ленина, получивший власть на законных, почти родственных основаниях.
Идея преемственности власти не могла не найти своего отражения в работах советских художников, например, в работе Грабаря И.Э.»Крестьяне-ходоки на приеме у В.И. Ленина» (см. приложение 2.2) на заднем плане за Лениным изображен Сталин, что-то записывающий. Проблему преемственности власти отображает Иогансон В.В. на картине «Вожди Октября» (см. приложение 2.3), на которой вместе с Лениным В.И. в Смольном изображен Сталин И.В. Невооруженным взглядом видно, что историческая действительность на этих картинах искажена, но без этого сложно было бы обосновать идею преемственности власти.
Учащимся задается вопрос: «Вправе ли мы осуждать художников за такое искажение исторической действительности?»
В тоталитарном государстве вождь является отцом нации, отцом заботливым, отцом мудрым. На плечи художников была возложена задача показать Сталина в таком ракурсе. Сталин И.В. часто изображался за письменным столом, склонившись над бумагами, изучающим досконально все проблемы государства, человеком умным, спокойным, уверенным. Сталин является символом власти, полубогом. Сталина часто называют «русский сфинкс» за его портретные изображения, на всех он выглядит примерно одинаково: спокойный, величественный, уверенный в правильности происходящего, его лицо как-будто каменное, лишено эмоций. Например, именно так изобразил Сталина И.В. Налбандян Д.А. («Портрет И.В.Сталина» (см. приложение 2.4). советской общественностью вождь воспринимался ни как единичная личность, а как человек, работавший в окружении своих соратников. Этот взгляд на проблему отражает картина Герасимова А.М. «И.В.Сталин и К.Е.Ворошилов в Кремле» (см. приложение 2.5.). Сталин и Ворошилов на этой картине изображены как верные соратники, друзья. Отношение к личности Сталина у советских людей было неоднозначным, но большинство верили в Сталина, в правильность совершаемых им действий, для них Сталин был воплощением своих мечтаний с его личностью ассоциировался приход «светлого будущего». Герасимов А.М. таким увидел Иосифа Виссарионовича: «Спокойствие, вера в силу и героизм народа, поднявшего знамя величайшей из революций, твердая уверенность в окончательной победе и вместе с тем необычайная простота, скромность были основными, запомнившимися на всю жизнь впечатлениями от встречи с И.В. Сталиным, когда мне посчастливилось видеть его в майские сумерки по опустевшей после демонстрации Красной площади. Сталин – это победа. Победа дается только беззаветно смелым, только глубоко уверенным в правоте задуманного дела, правду и справедливость которого разделяют и защищают миллионы трудящихся». Личность Сталина вдохновила многих советских людей на трудовые подвиги. Чувство художников как и простых советских людей отображали сами названия картин «Незабываемая встреча» Ефанова (см. приложение 2.6), «Вождь, учитель, друг» Шегала Г. (см. приложение 2.7). На этих картинах Сталин-Бог, ему поклоняются миллионы. На них Сталин бесконечно добрый, мудрый, человечный человек, готовый придти на помощь в трудную минуту.
Далее учащимся задаются вопросы: «Как вы считаете, было ли искренним отношение художников к Сталину, изображенное на картинах? Можно ли в условиях тоталитарного государства оставаться свободной творческой личностью?»
С каждой новой исторической эпохой происходит переосмысление всех исторических процессов. Меняются взгляды на исторические личности, их роль в истории, влияние на определенные события. Схожие процессы происходят и в отношении к изучаемому периоду. Этот процесс не может не найти своего отражения в искусстве. Вот одна из наиболее типичных работ современных художников (см. приложение 2.8). Путем символов на ней показаны основные события эпохи.
У каждой исторической эпохи есть свое животное-символ. Символом эпохи сталинизма художник выбрал черную крысу.
У учеников спрашиваем: «Как вы думаете почему?»
На своей картине художник показал многие противоречия эпохи: энтузиазм и страх, вольность власти и оковы на руках простого человека, роскошь партийной верхушки и раболепие народа. Основной цвет картины – красный – цвет знамени революции, цвет крови невинно убитых…
Какие еще чувства возникают у вас глядя на эту картину? Как бы вы по картине охарактеризовали дух эпохи?»
В заключительной части урока у учащихся на основе информации урока и сложившихся ранее представлений выясняется их видение эпохи. Ученикам предлагается выполнить следующее задание: «Если бы ты был художником и тебе предстояло написать картину, посвященную периоду тоталитарной власти Сталина в нашей стране, подумай, как бы ты ее создавал. Какой сюжет ты бы выбрал, какие действующие лица изобразил на картине, какие дополнительные детали ты изобразил бы (строение, пейзаж, интерьер, цветы, мебель и так далее), какой сюжет это бы объединяло. Какое настроение ты хотел бы выразить на своей картине, какие средства использовал бы (например, какие цвета)? Какое было бы название у твоей картины, где твоя картина должна находится, какое бы ты чувство испытал, закончив свой труд?