Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории
Проблемы освоения техники показательными процессами решить не удалось. Для повышения квалификации стали в срочном порядке изменять и ускорять систему обучения в ФЗУ, кружках, техникумах. Но и это осуществлялось в «пожарном» порядке.
Система нуждалась в героях. Через их подвиг она возвеличивала себя. Символом 30-х годов стали не только стахановцы, но и покорители техники и природы: Гризодубова В., Осипенко П., Раскова М. – первые летчицы, проложившие воздушную трассу Москва – Дальний Восток; Чкалов В., Беляков А., Байдуков Г., осуществившие первый беспосадочный перелет в США через Северный полюс, челюскинцы и их спасатели и другие.
Все подвиги героев пропагандировались исключительно через призму мудрого руководства. Рекорды, изобретения, достижения указывались с культом вождя и создавали ему устойчивую популярность. Для большинства людей любовь к Родине становилась синонимом любви к социализму, руководству, Сталину. Они искренне и сознательно верили в светлое будущее своей страны. Но надо помнить, что слепая вера рождает культ. В обществе с низким уровнем образования, общей, правовой, профессиональной, политической культуры тем более имелась почва для появления культа. Более того, она не просто имелась, ее искали, на нее опиралась система.
Если диктатура, режим личной власти возможны без поддержки "«низу"» то культ личности без нее невозможен. Культ -–это феномен массового сознания. Он имеет корни в устоявшихся традициях, психологии масс. Из-за забитости, вековой привычки к барскому понуканию и барской опеке различные слои общества приняли культ как должное, помогая тем самым укреплению диктаторского режима.
Письмо Сталину в январе 1937 г. 12-летней Нины Шевцовой, дочери бывшего единоличника-середняка иллюстрирует отношение советских людей к Сталину И.В.: «Здравствуйте, дорогой товарищ Сталин, наш любимый вождь, учитель и друг всей счастливой Советской страны. Дорогой товарищ Сталин! Я слыхала по радио в Ваших речах, Вы говорили, что в Советском Союзе жизнь детям хороша, они учатся в школе, широко открыты им двери в школу. Это, конечно, верно, дорогой товарищ Сталин. Дорогой Иосиф Виссарионович, я и также мой брат Александр не в силах ходить в школу. Потому что, товарищ Сталин, питания у нас нет. Корову и лошадь у нас отобрал сельсовет в 1935 году. И вот уже второй год мы живем без коровы и лошади. Теперь у нас в настоящее время нет никакой скотины ввиду того, что сельский Совет неправильно на нас положил налог. Он такой большой, что уплатить мы его не в силах… Семья у нас, товарищ Сталин, 8 человек: 6 детей, самой старшей девочке 14 лет и самому младшему 2 года.
Дорогой товарищ Сталин, в школу нам ходить очень невозможно, так как нет питания, и к тому же у нас очень сильное малокровие.
Дорогой и любимый вождь, товарищ Сталин! Я надеюсь, что вы окажите нам какую-либо помощь. Надеюсь на Вас, любимый вождь счастливой страны, что Вы не оставите мою просьбу».
Интересно, как относился Сталин к прославлению своей личности. Вот письмо из архива: «Тов. Андрееву (Детиздат) и Смирновой (автору «Рассказов о детстве Сталина»). Я решительно против издания «Рассказов о детстве Сталина» … книжка имеет тенденцию вкоренить в сознание советских детей (и людей вообще) культ личности, вождей, непогрешимых героев. Это опасно, вредно. Теория «героев» и «толпы» есть не большевистская, а эсеровская теория. Народ делает героев – отвечают большевики…
Советую сжечь книжку.
16 февраля 1938 г. И. Сталин»
Как вы видите, героическая и трагичная, полная противоречий жизнь 30-х годов соединила в себе: массовый энтузиазм и отсутствие профессионализма и квалификации; революционную романтику масс и низкий уровень знаний и общей культуры; веру в «светлое будущее» и преклонение перед вождем; трудовой подвиг стахановцев и политические процессы над «вредителями»; прославление героев и массовые репрессии.
Культурная жизнь общества в условиях тоталитарного режима не прекращается, она лишь приобретает иные формы. Вся культурная жизнь общества ставится в зависимость от идеологии. Всякое инакомыслие пресекалось в корне. В этих условиях продолжали работать выдающиеся советские художники, создававшие великие работы, получившие мировое признание.
В сюжете каждой картины просматривается определенная тематика, логика, она определяется сама, вне зависимости видел ее сам художник или нет.
Символом эпохи тоталитаризма может служить картина Шурпина Ф.С. «Утро нашей Родины». (см. приложение 2.1). Сюжет этой картины прост и величественен: на фоне необъятных просторов величественная фигура Сталина И.В., спокойного, уверенно смотрящего в даль, вселяющего надежду и умиротворенность в сердца людей.