Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории
Еще одним величественным проектом, не воплощенным в реальной жизни, стал проект Дворца Советов, решение о строительстве которого было принято еще в 1932 г. Дворец Советов планировалось построить на месте снесенного ранее Храма Христа Спасителя. На конкурс было представлено 150 проектов, в том числе и из других стран. Утвержденная программа конкурса предусматривала размещение во Дворце большого зала на 15 тысяч человек для проведения съездов и малого на 6 тысяч человек для проведения конференций, митингов, театральных представлений. Кроме того, здание Дворца должно было бы иметь много различных обслуживающих помещений. Во многих проектах появилось одностороннее понимание функциональных задач, в других вся композиция здания подчинялась надуманной идее (например, обеспечить прохождение демонстраций через зал Дворца. Ни один из проектов на данном этапе принят не был. Наибольшую поддержку получил проект, разработанный в 1933-1935 годах архитекторами Гельвейх В., Иофан Б., Щуко В., которые разработали проект здания высотой более ста метров, представлявшее собой семь поставленных друг на друга цилиндров и увенчанное более чем двадцатиметровой скульптурой Ленина. Это здание должно было показать всякому величие советского государства.
Этой же цели служили и реализованные на практике проекты советских архитекторов, например, обелиск Советская Конституция на Советской площади в Москве, выполненный скульптором Андреевым Н., при участии архитектора Осипова Д. (см. приложение 3.4) и, к сожалению, утраченный в настоящее время.
Советское государство не могло обойти вниманием вождя революции Ленина В.И. Работы по строительству мавзолея были начаты еще в 1922 г. за два года до смерти вождя. Планировалось, помимо строительства мавзолея, сооружение трибун на 10 тысяч зрителей и реконструкция Красной площади. Улучшение ее профиля, перенесение памятника Минину и Пожарскому к Собору Василия Блаженного, снятия Иверских ворот, а также перепланировка братских могил. Смерть Ленина ускорила эти работы. Правительство поручило Щусеву А. разработать проект мавзолея. Конструкция мавзолея – железобетонный каркас с кирпичным заполнением и частично несущий кирпичные стены облицованы полированным гранитом (см. приложение 3.5). Сам облик мавзолея должен был внушать почтенный трепет к личности вождя.
В городском жилищном строительстве наблюдаются сходные тенденции, но основополагающими идеями плана генеральной застройки Москвы были регулирование численности населения в соответствии с промышленным развитием. Дома периода сталинизма имеют монументальную структуру, богатый декор. Они должны были показать величие общей цели советского общества – построения светлого коммунистического будущего. Примерами таких сооружений могут быть гостиница «Москва» (архитектор Щусев А.) (см. приложение 3.6), здание Госплана (архитектор Лангман А.) (см. приложение 3.6), примерами типовых жилых домов могут быть дома по улице Горького (архитектор Мордвинов А., Красильников П,) (см. приложение 3.7).
В заключительной части урока ученики заполняют лист экскурсанта. Ученики должны воссоздать короткую схему экскурсии и ответить на вопросы: «Какие архитектурные приемы использовались при строительстве монументальных и гражданских строений, подчеркивающих стремление к социалистической мечте? В чем проявлялся дух эпохи в этих зданиях? Как вы считаете ощущают ли колорит эпохи люди теперь, проживающие или работающие в этих зданиях? Всегда ли прослеживается взаимосвязь духовного развития общества и материального мира воссозданного человеком?»
Тема урока: «Вся жизнь театр и люди в нем актеры»
(проблемный урок)
На уроке ученики получают дополнительную информацию о театральной жизни советского общества в 20-30-х годах . Они изучают основные закономерности развития советского театра. Получают сведения о противоборстве двух основных режиссерских систем: системы Станиславского и Немировича-Данченко и театральной системы Мейерхольда. На уроке учащиеся рассматривают взаимодействие и взаимовлияние этих двух систем. Ученики изучают проблему влияния тоталитарного государства на развитие театра в стране. Рассматривается процесс поставления театра под государственный контроль и постепенного оформления единой театральной системы.
Методической особенностью урока является решение проблемы: «Почему урок получил такое название?» Ученики должны ответить на этот вопрос на основе полученной информации на уроке и знаний полученных ранее.
Цель урока – Изучить процесс развития советского театра в условиях тоталитарного государства.
Задачи:
а) образовательные – сформировать у учащихся представление о театре, сценическом стиле, режиссерской системе;