Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории
обеспечить усвоение учащимися сложности связанные с процессом развития советского театра;
выявить причинно-следственные связи взаимодействия театра и тоталитарного государства;
б) развиваюшие – сформировать у учащихся умение делать выводы на основе полученной информации;
умение выявлять закономерности общие с другими блоками информации причинно-следственной связи и использовать их в других блоках информации;
в) воспитательные – формирование у учащихся эстетических категорий;
формирование у учащихся собственного отношения к изучаемой проблеме.
Ход урока.
В первой части урока учитель предоставляет учащимся информацию о театральной жизни в Советском Союзе в 20-30-е годы, о факторах, влияющих на этот процесс, об основных режиссерских системах и их противоборстве.
Примерное содержание данного блока информации.
В 20-30-е годы идет процесс возникновения новых театров, одни из них просуществовали недолго, другие, например «Театр Революции» (Академический театр драмы им. В.В.Маяковского), «Театр Моссовета», « Театр Евгения Вахтангова» (ныне академический), «Театр Сатиры», «Театр «Красный факел» (возник в 1920 г. в Одессе, с 1932 г. работает в Новосибирске) существуют и по сей день.
Критик и театровед Алперс Б.В. так описывал театральную жизнь: «Главные центры театральной вселенной находились тогда в лехатовской и мейерхольдовской театральных системах, а основной водораздел проходил между Станиславским и Мейерхольдом … между этими основными источниками световой энергии в театральном мире …размещались все остальные театры того времени».
В 1921 г. после закрытия театра «РСФСР – 1» Мейерхольд переходит в ГИТИС, с 1923 г. работает в театре им. Мейкрхольда, который с 1927 г. называется ГосТИМ (Государственный театр им. Мейерхольда).
По отношению к старым театрам Мейерхольд непримиримо враждебен. Мейерхольд пытается противостоять «Художественному театру» Станиславского, желает, чтобы Станиславский отрекся от методов художественного театра или же отработанного. Искусство МХАТ для Мейерхольда слишком мелочное, замкнутое в комнатах, бытовое и не по времени интимное. Взгляды Мейерхольда против МХАТ поддерживал Маяковский.
Новый сценический стиль Мейерхольда – элементы площадного балагана и цирка, средства наиболее демократических, общедоступных старинных театров, образность, элементы которой Мейерхольд стремиться отыскать в сферах техники и спорта, принесшему театру недоступность.
Цель Мейерхольда – показать грядущее социалистическое будущее – царство умных машин, которыми легко и бодро управляют физически крепкие, здоровые, прекрасно сложенные люди.
Наиболее характерные черты искусства Мейерхольда:
1. Политическая тенденциозность – показные агитировавшие за мировую революцию, пророчивших ее победу, высмеивали ее врагов, славили социалистическое будущее человечества.
2. Конструктивизм декорации – декорации представляли собой конструкции геометрических фигур, показывая прообраз будущего.
3. Биомеханика – была необходима для выражения эмоций, чувств, переживаний, так как актеры выступали без грима и сценических костюмов (в «спецодежде» – одинаковых комбинизонах, например синих), то свои эмоции выражали через акробатические трюки, шел процесс циркуляции театра.
В основе системы Станиславского лежало душевное, у Мейерхольда – телесное. Станиславский выражал все через переживания, Мейерхольд через движение.
Мейерхольд считал, что выражать эмоции через движение проще, так как отработанную систему трюков повторить проще, чем второй раз сыграть на эмоциях.
Станиславский свою систему театра разрабатывал годами, Мейерхольд некоторые из принципов только задикларировал (например, ритмически организованная партитура, действие, когда от действий одного актера зависит действие другого).
В начале 20-х годов МХАТ «выпал» на несколько лет из театральной жизни страны, отправившись в 1922 г. на гастроли в Германию, Францию, США. По возвращении в Москву МХАТ занял вновь центральное место в театральной жизни страны.
В 1924 г. от основного состава отделяется студия МХАТ-2, которая получает независимость. В 1926 г. независимость получает МХАТ-3 (позже «Театр им. Вахтангова»).
Спектр театров был необычайно широк. Московский театр им. МГСПС, созданный в 1923 г. занимался воссозданием революционной действительности, ее быта, нравов, героев.
Камерный театр Таирова тяготел то к кубизму, то к конструктивизму, но в целом являлся «левым театром» . С 1924 года «Театр революции» после ухода Мейерхольда, переходит постепенно на позиции традиционизма.
«Московский театр революции» во главе режиссера Эйзенштейна С., ученика Мейерхольда, стоял на позициях конструктивизма. С середины 20-х годов на путь конструктивизма встает «Большой драматический театр».