Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
На следующем этапе урока учащимся предлагается отнести отрывки из стихотворений различных авторов к той или иной группе.
Предлагаются следующие отрывки.
Василий Казин «Рубанок»
Живей, рубанок, шибче шаркай,
Шушукай, пой за верстаком,
Чеши тесину сталью жаркой,
Стальным и жарким гребешком.
«Сон»
За дверями мгла, а сам – в истоме,
Сам в истоме, да в такую мглу
Не пошел домой, а в полном доме
Сладко растянулся на полу.
Владимир Луговской «Песня о ветре»
Паровоз начеку,
ругает вагоны,
Волокет Колчаку
тысячу погонов.
Он идет впереди,
атаман удалый,
У него на груди
фонари-медали.
Командир-паровоз
мучает отдышка,
Впереди откос –
паровозу крышка!
Александр Прокофьев “Матрос в Октябре”
Плещет лента голубая –
Балтики холодной власть.
Он идет как подобает,
Весь в патронах, в бомбах весь!
Молодой и новый. Нате!
Так до ленты молодой
Он идет, и на гранате
Гордая его ладонь.
В заключительной части урока выясныется отношение учащихся к проблеме, задаются вопросы: «Какая из групп поэтов «ближе» вам и почему? Можно ли однозначно отнести того или иного поэта к определенной группе? Какое место поэзии видели представители разных групп в новой советской культуре?»
Тема урока: «Несушествующий «Сталинский оскар»
(проблемный урок)
Урок расширяет объем информации учеников по истории развития советского кинематографа. Урок выстраивается в сочетании информации предоставляемой учителем об особенностях развития советского кинематографа, наиболее известных работах режиссеров, об авторах картин. На уроке ученики получают сведения о взаимосвязях развития советского кинематографа и общества в целом, о влиянии тоталитарного общества на развитие кинематографа. Об особенностях выбора тем, сюжетов режиссерами для своих работ.
Методической особенностью урока является просмотр отдельных фрагментов фильмов с последующим их обсуждением и «вручения» премии по различным номинациям.
Цель урока - предоставить дополнительную информацию учащимся об особенностях развития советского кинематографа в условиях тоталитарного государства.
Задачи:
а) образовательные - сформировать у учеников представление об особенностях развития кинематографа, об основных темах кинокартин;
- ознакомить учащихся с понятием кинематограф, режиссер, сюжет;
б) развивающие - способствовать развитию у учащихся умения получать информацию из нетрадиционных видов источников;
- развить умение выявлять причинно-следственные связи и использовать их применительно к другим блокам информации;
в) воспитательные - продолжить формирование морально-нравственной системы ценностей у учеников.
Ход урока.
В своем вводном слове учитель говорит об особенностях развития советского кинематографа, обозначает основные тенденции этого процесса, упоминает об основных типологических особенностях развития советского кинематографа в условиях господства коммунистической идеологии.
Советский кинематограф, как одна из составных частей советской культуры 20-30-х годов, попал под влияние идеологического пресса властей. Расцвет советского кино пришелся на конец 20-х - 30-е годы, в этот период создаются подлинные шедевры советского киноискусства. Вмешательство властей в творческий кинопроцесс, как и в другие сферы искусства, в сталинский период можно разделить на два основных канала - решение судьбы того или иного фильма самим «хозяином Кремля» (раз в неделю кинокартины, прежде чем выпустить на экран, возили на просмотр к Сталину) или под давлением чиновнечно-партийного апппарата и других органов режима. Когда кинолента попадала в Кремль, это вовсе не означало, что «вождь» в тот же день ее просмотрит: создателям картин приходилось ждать неделями, а то и месяцами. И от того, каково мнение «рецензента», зависела и дальнейшая творческая жизнь кинематографистов. И вообще их биография .
Обработка творческих киноработников в рассматриваемые годы осуществлялась периодически - административно-командная система в полной мере осознавала действенную силу кино. Определенное влияние на проникновение в кинематограф единомыслия и на снижение профессиональной требовательности к содержанию кинолент сыграло проведенное 23 ноября 1932 г. совещание киноработников в редакции газеты «Правда» по указанию Кремля. На совещании говорилось о значении указаний партии и правительства и лично товарища Сталина в этой области культуры. В совещании приняли участие руководитель кинодела Шумяцкий Б.З., представители управления кинофикации при Совнаркоме РСФСР, режиссеры Барнет, Каплер,Пудовкин, Довженко и другие.