Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса как условие развития личности современного школьника
Анализируя полученные данные можно сказать, что на протяжении эксперимента наблюдался рост показателей уровней говорения, аудирования, чтения, письма и норм поведения.
Для наглядности данные таблиц мы перенесли на графики:
Рисунок 2.1 Сравнительный анализ уровня овладения навыками
говорения
Рисунок 2.2 Сравнительный анализ уровня овладения навыками
аудирования
Рисунок 2.3 Сравнительный анализ овладения навыками чтения
Рисунок 2.4 Сравнительный анализ овладения навыками письма
Рисунок 2.5 Сравнительный анализ уровня норм поведения
Мы можем сделать вывод, что наши усилия, направленные на организацию обучения английскому языку с учетом требований индивидуализации и дифференциации, привели к росту успеваемости класса в целом и каждого ученика в отдельности. Обучение проводилось с учетом особенностей шести психологических подгрупп, которые определялись на основе схемы-анализа личностных, типологических особенностей учащихся и их самооценки по внешним показателям. У учащихся выработались устойчивые и достаточно высокие навыки говорения, аудирования, чтения, письма и норм поведения. Благодаря многообразию заданий, стимулирующих познавательную деятельность, мы добились повышения их активности в учебном процессе.
Таким образом, цель учителя по обучению английскому языку с учетом индивидуальных способностей была достигнута. При этом обучение приобрело специфические особенности. Если учителю требуется организовать одновременно работу всех шести подгрупп, то в этом случае невозможно обойтись без тщательной подготовки: разработки учебно-речевой ситуации, подготовка материалов различного уровня сложности и объема, создания различных условий познавательной деятельности учащихся. Распределяя задания между учащимися, учитель не может одновременно руководить ими, поэтому зачастую выполняет роль консультанта, корректора.
Обязательным элементом обучения является анализ. Он, как уже отмечалось, не только отражает результаты действующей модели, но также представляет основу для корректировки и дальнейшего ее совершенствования. Эта работа предполагает проведение диагностических срезов. В результате учитель получит карту, отражающую уровень обучения класса, в целом, групп и отдельно взятых учеников. Она дает возможность планирования дальнейшего обучения, направленного на повышение его уровня.
Таким образом, на основе анализов результатов, полученных в ходе эксперимента, мы предлагаем некоторые рекомендации учителям английского языка, позволяющие повысить эффективность обучения за счет индивидуализации и дифференциации обучения:
1) Провести анализ уровня обучения класса, выявит главные критерии и определить пути совершенствования.
2) Ввести в работу систему диагностических измерений контроля и анализа.
3) Провести внутреннюю дифференциацию учащихся класса, строить их работу в зависимости от уровня развития познавательной деятельности.
4) Отслеживать продвижение результатов каждого ученика, предлагать задания на соответствующем уровне трудности.
5) Сформировать положительную мотивацию изучения английского языка, повысить активность каждого в учебном процессе, путем подбора специфических заданий.