Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса как условие развития личности современного школьника
Продолжение таблицы 2.1
1 | 2 | 3 |
Посадка |
Непринужденная, скорее развязная, часто нога на ногу, откинувшись на спинку стула, руки в карманах. |
Очень самоуверен, демонстрирует силу. |
Стойка у доски |
Широко расставленные ноги; если хорошо знает урок, может скрестить руки на груди; если не уверен в себе, держит руки в карманах; становится более подвижным; редко переминается с ноги на ногу. |
Очень самоуверен, ищет выход из ситуации. |
«Контакт глаз» в учебном общении |
Ищет контакт практически всегда, не боится «контакта глаз» с учителем, даже если не готов к ответу; часто следит за реакцией учителя, чтобы найти выход из затруднительного положения. |
Очень самоуверен, ищет выход из ситуации. |
Поднятие руки |
Практически не поднимает руку, предпочитает выкрики с места; если кто-то из одноклассников отвечает, может выкриками требовать внимания к себе. |
Очень самоуверен, демонстрирует силу. |
Обращение к учителю до/после урока |
Обращается к учителю только перед уроком, чтобы предупредить о том, что не подготовил что-то. |
Самоуверен. |
Реализация учебно-речевой ситуации |
Если учебно-речевая ситуация очень нравится, то требует, чтобы учитель обязательно дал ему возможность реализовать ее перед классом, даже если партнер этого не хочет. |
Экстраверт. |
Продолжение таблицы 2.1
1 | 2 | 3 |
Предпочитаемые учебно-речевые ситуации |
Динамичные учебно-речевые ситуации, в которых он играет роль лидера. |
Сангвиник. |
Отношение к письменным/устным видам работ |
Старается избегать письменных работ; однако, если работа оценивается, выполняет ее очень старательно; предпочитает списывать, но из учебника, а не у одноклассников (чтобы они не догадывались, что он чего-то не знает). |
Экстраверт. |
Использование черновиков при подготовке к новой учебно-речевой ситуации |
Предпочитает обходиться без черновиков, ему это часто удается. |
Экстраверт. |
Учет выделенных индивидуальных особенностей учащихся позволит учителю:
а) подобрать и распределить учебно-речевых ситуаций;
б) создать более комфортную обстановку для обучения иноязычному устно-речевому общению на уроке;
в) компенсировать по возможности отрицательные проявления интроверсии в общении, стремления к повышенному доминированию в общении.
Этих целей можно достигнуть, если при формировании речевых навыков и умений дифференцировать распределение ролей, коммуникативных задач, предметно-содержательного аспекта учебно-речевых ситуаций.
Вышеуказанный алгоритм помог нам классифицировать учащихся в 3 классе. Таблица 2.2 показывает конкретные данные по классу.
Таблица 2.2
Классификация учащихся 3 класса по психологическим типам
Учащийся | Тип |
Абдулдинов Алмас |
Экстраверт, постоянно стремящийся к доминированию в общении |
Алексеева Настя |
Эмоционально устойчивый экстраверт (сангвиник) |
Бабин Алеша |
Эмоционально устойчивый интроверт, необщительный (необщительный флегматик) |
Бабина Ирина |
Эмоционально устойчивый интроверт, довольно общительный (общительный флегматик) |
Вечкутова Марина |
Эмоционально устойчивый экстраверт (сангвиник) |
Владоузова Юля |
Эмоционально устойчивый интроверт, довольно общительный (общительный флегматик) |
Горских Валера |
Эмоционально неустойчивый интроверт (меланхолик) |
Дудник Алеша |
Эмоционально неустойчивый экстраверт (холерик) |
Новолодская Катя |
Экстраверт, постоянно стремящийся к доминированию в общении |
Пузынина Юля |
Экстраверт, постоянно стремящийся к доминированию в общении |
Семкина Лия |
Эмоционально неустойчивый интроверт (меланхолик) |
Тумова Олеся |
Эмоционально устойчивый экстраверт (сангвиник) |
Шлейкина Елена |
Эмоционально неустойчивый экстраверт (холерик) |
Эберц Катя |
Эмоционально неустойчивый экстраверт (холерик) |