План конспекта занятия по обучению детей правильному произношению звука ж
Пр. сод-е:
уточнять и закреплять произношение звука ж, изолированного, в словах, в связном тексте, развивать артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие, речевое дыхание, воспитать желание научится правильно произносить все звуки.
Ход занятия
· Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук ж.
· Когда мы произносим звук ж, рот слегка приоткрыт, губы округлены и вытянуты вперед, зубы не сжаты, сближены, язык поднят вверх, к зубам не прижимается.
· Даем образец произношения.
· Дети произнесите этот звук (хором) затем по одному. Обращаем внимание на дрожание горлышка.
· Дети, вы слышали, как жужжит жук? Летом вы были в лесу, кто там ползает по коре деревьев и летает? Как жужжат жуки? В лесу на полянках растут цветы, над цветами летают пчелы, как они жужжат?
А сейчас поиграем в игру “Телефон”. Говорим первому сидящему ребенку слова тихо, на ухо (жук, ружье, лыжи, ножик, флажок) ребенок передает слова соседу и т.д. Первый исказивший слово садится в конец ряда.
Чтение рассказа “Кошка и еж”. Вопросы по содержанию:
· Кого принесли дети из лесу?
· Кто увидел ежа?
· Что сделала кошка?
· Как защищался еж?
Отгадывание загадок: Мягкие лапки, а в лапках-цап-царапки. (кошка)
Иголки лежали, лежали, да под пол убежали. (еж)
Проговаривание чистоговорок:
Жи-жи-жи- живут в лесу ежи,
Жа-жа-жа- я нашел ежа,
Жу-жу-жу- молоко даю ежу.
Скороговорка.
Уежа ежата, у ужа ужата.
Итог занятия:
Дети были на занятиях организованны, отвечали правильно на вопросы. В игре телефон исказили несколько слов, Данил П. и Софья С. быстрее всех ответили на загадки. Чистоговорки повторяли все хором. Скороговорку предложили повторить Алисе Л., с начало очень медленно, затем быстрее Алиса повторила правильно. Дети с заданием справились.
Использовали малые формы фольклора мы и в повседневной жизни в качестве ласки и шутки:
Маленький, да удаленький. Мал, да удал
Выросла, как тополька.
Ты моя баловушка.
Идет, словно павушка плывет.
Танина коса – всему городу краса.
Растут детки, как грибки – дождевички.
Ау, подай голосок через темный лесок!
Сядем рядком да потолкуем латком.
Права ножка, лева ножка – поднимайся понемножку.
Одному мигнул, другому кивнул, а третий сам догадался.
В качестве поучения и наставления:
За правое дело стой смело.
Для друга все не туго.
Поспешишь – людей насмешишь.
Спеши, не спеши, а поторапливайся.
Скоро пойдешь- ногу зашибешь.
Умел потерять, умей и найти.
Умей шутить, умей и перестать.
Умей сказать, умей и смолчать.
Не сиди сложа руки, не будет скуки.
Мороз не велик, а стоять не велит.
В качестве порицания:
Много шуму - мало толку.
Шумят, как воробьи на дождь.
Весь дом вверх дном.
Без проказ ни на час.
Кто весел, а кто и нос повесил.
Наш пострел везде поспел.
Использовали пословицы и поговорки в режимных моментах
, относящиеся к еде и сну.
Пели, пели, да есть захотели.
Что поставят, то и кушай.
Хлеб – соль кушай, а добрых людей слушай.
Ешь больше, проживешь дольше.
Остатки сладки.
Пора спать, коли некого ждать.
Милая подружка – подушка.
Одним ухом спит, другим слышит.
Спали, почивали, весело ль вставали?
Мило не мыло, а беленькое личико.
Для владения правильным звукопроизношением необходимо развитие речевого дыхания. Для этого мы использовали следующие игры и упражнения. Следили чтобы дети не напрягались и не уставали.
1. Сильно подуть на воду для образования брызг
2. Дуть на пушинки ватки, привязанные на нитке
3. Игра “Пузырь”
4. “Пильщики” Дети строятся парами друг против друга, потом каждые двое детей падают друг другу правую руку и начинают пилить руками взад и вперед, произнося при этом слова: