План конспекта занятия по обучению детей правильному произношению звука ж
3. “Часики” выработать подвижность языка, укрепляя его мышцы, и закреплять пространственную ориентировку правой, левой сторон.
4. “Качели” выработать умение менять положение языка с постепенным ускорением темпа.
5. “Вкусное варенье” выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки – пиалы.
6. “Грибок” выработать подъем языка вверх, растягивая подъязычную уздечку.
7. “Лошадка” укреплять мышцы языка, отрабатывать подъем языка вверх.
Исследователями института физиологии детей АПН установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка пальцев рук также явилась важной частью нашей работы, так как она способствует улучшению артикуляционной моторики, является подготовкой кисти руки к письму. Работу по развитию кистей рук мы проводили систематически по 3-5 минут ежедневно на занятиях и вне занятий.
Упражнения для пальчиковой гимнастики (выполняется сидя или стоя):
1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание: ладонями вверх, ладонями вниз, обеих рук одновременно, правой и левой по очереди.
2. Вращение кистями рук: в правую, затем в левую; вовнутрь (обеими кистями); наружу.
3. Выгибание кистей рук: одновременно; правой, левой по очереди.
4. Прогибание кистей рук: одновременно; правой левой по очереди.
5. Чередование прогибания и выгибания.
6. “Пальчики здороваются” (соприкосновение подушечек пальцев.)
7. “Коготки” – сильное полусгибание и разгибание пальцев.
8. Сгибание и разгибание пальцев в кулак по очереди.
9. “Ножницы” – разведение пальцев в стороны.
10. “Замок” – ладони вмести, пальцы переплетены, сдавливание ладоней силой.
11. “Фонарики” – вращение свободными кистями рук.
12. Потряхивание расслабленными кистями; руки вверх, в стороны, опущены вниз.
На формирование фонематического восприятия предлагали детям игры с целью узнавания звука в слове и выделения его из слов разработанные А.И. Максаковым:
· Дети должны были посадить в машину только тех животных, в названиях которых есть звук с.
· Из предложенных картинок с изображениями животных, ребенок должен был отобрать те, в которых есть звук з.
· Отгадывание детьми хорошо знакомых им загадок с дальнейшим определением, есть ли в названии отгадки заданный звук (“у кого из всех зверей хвост пушистей и длинней! – У лисы “В слове лиса есть звук с! А в слове зверь есть звук с!”).
Игры были для детей интересны, вызывали соответствующий эмоциональный настрой.
Для развития общей и мелкой моторики, проводили с детьми различные упражнения, например: (“Три Егора”, “Веселый дождик”):
Цель: закреплять артикуляцию звуков (р и рь), развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.
На горбушке
(руки поднять вверх, изобразить полукруг)
Три
(большой палец правой и левой руки соединить с мизинцем, остальные три поднять вверх)
Забора
,
(руки держать перед собой, пальцы развести в стороны).
Три
(большой палец правой и левой руки соединить с мизинцем, остальные три поднять вверх).
Избушки
(соединить концы пальцев вместе, изобразить крышу избушки, поднимая руки вверх.)
Три
(большой палец правой и левой руки соединить с мизинцем, остальные три поднять вверх)
Егора
(руки опустить вниз вдоль туловища).
Справа – дедушка Егор,
(шаг вправо и руки вправо, левую ногу приставить и руки опустить).
Слева – дядюшка Егор.
(шаг влево и руки отвести влево, правую ногу приставить, руки опустить).
А у среднего забора
(полупоклон туловища вперед, руки от груди развести в стороны)