План конспекта занятия по обучению детей правильному произношению звука ж
Не Егор
(поворачивать голову в стороны).
А пол – Егора
(руки вытянуть вперед на уровне пояса ладонями вниз).
Потому что он пока
(походить на месте).
От горшка два вершка
(полупоклон туловища вперед, держать полусогнутые в локтях руки на уровне пояса ладонями вниз).
В свободное время и в непроизвольной беседе учили с детьми чистоговорки:
На траве – трава, у тропинки – дрова.
Петр едет на троллейбусе, а Трофим – на трамвае.
Труба трубит, труба поет,
Трубач по улице идет.
У Петрушки три ватрушки, три ватрушки у Петра.
Сначало проговаривали медленно, затем убыстряя темп контролируя дрожание кончика языка при звуках (р и рь).
Устраивали с детьми вечера загадок, предлагали детям самим придумать загадки.
Испугался кот собак, задом пятится как… (рак).
Береги нос в сильный… (мороз).
Чик – чирик! Не робей! Я бывалый… (воробей).
Пришел домой художник наш, он взял тетрадь и… (карандаш).
Далеко от земли, ушли в море… (корабли).
В день рождения Петрушке купили новые… (игрушки).
Иногда из ручейка растекается… (река).
Развивающие возможности загадки во всей красе предлагала Ю.Г. Илларионова.
Социально – бытовой аспект пословиц и поговорок раскрыли В.П. Андрианова – Перетц, Н.А. Дмитриева, Ю.Г. Круглов.
Использовав в работе с детьми индивидуальные и коллективные занятия, заметили что в коллективных занятиях продуктивность повышается, а утомляемость уменьшается. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния.
В своей работе мы руководствовались следующими принципами: всесторонние развитие личности ребенка, сознательность и активность детей, учет возрастных особенностей ребенка, индивидуальный подход, наглядность, научность и системность, решающая роль педагога.
Материал специальных занятий закрепляли и вне занятий, в режимных моментах. Использовали в работе с детьми комплекс пальчиковой гимнастики, игры по развитию мелкой и общей моторики, малые различные формы фольклора.
Используя подражательные способности детей и игровую ситуацию легче добиться того или иного звука. Дети с большим желанием изображали птиц, животных, подражали им. Подражание является основой для формирования звуков. Наличие речевой подражательности отмечают многие исследователи.
“Зрительное восприятие помогает улавливать видимую артикуляцию звуков и тем самым уточнять свои собственные движения”. (Ф.Ф. Рау).
В своей работе мы использовали работу с родителями – беседы, групповые собрания, оформление папки – передвижки “Говорят наши дети”, “Роль малых фольклорных форм для развития звукопроизношения”. Обновили уголок для родителей, поместили таблицу звукопроизношения детей, расписание занятий, рекомендации, литературу для ознакомления.