Методические положения, используемые при построении тренировочного процесса спортсменок
Рекомендуемое авторами построение тренировочного процесса существенно влияет на эффективность работы со спортсменками. Сегодня уже высказана и подтверждена точка зрения, что при внедрении прогрессивных методов и средств тренировки в женском спорте необходимо учитывать менструальную функцию спортсменки МФ и таким образом оптимизировать тренировочный процесс. Соблюдение этих изложений позволяет спортсменкам на протяжении ряда лет повышать уровень готовности таким образом, чтобы наивысшая его точка совпала с возрастом, оптимальным для достижения наивысших результатов. Однако, несмотря на довольно большое количество исследований, проводимых в области женского спорта, дающих право на создание разработки (специфической для женщин-спортсменок) тренировочного процесса, существенно отличающегося от тренировочного процесса мужчин, до сих пор, вся подготовка осуществляется на основании общих закономерностей теории спортивной тренировки для мужчин (с механическим переносом на женский организм).
Благодаря современным усилиям педагогов, тренеров, физиологов, врачей, биохимиков, психологов, ученных, работающих в других отраслях науки, был решен ряд принципиальных вопросов построения спортивной тренировки. Известно, что влияние физических упражнений, их последствия зависят от факторов из которых являются величина нагрузки, структура движений (характер упражнений), методика использования упражнений и точка их приложения. Большие и интенсивные нагрузки являются эффективным средством развития общей и специальной работоспособности спортсменов. Однако, тренировка с использованием таких нагрузок дает положительный эффект только в том случае, если они применяются в соответствии с состоянием спортсменки и чередуются в определенной последовательности, с учетом ее биологических ритмов.
Большие сложности возникают при тренировочных занятиях в спортивных многоборьях. Тренеру необходимо знать, что применение в тренировочных микроциклах занятий с преимущественной направленностью на воспитание выносливости, силы, скорости, скоростно-силовых возможностей сопряжено в этой части тренировочного процесса (постовуляторная фаза) с выделением гормона желтого тела, который иначе называют релаксантом или расслабляющим. Именно в этой фазе наблюдается некоторое увеличение подвижности в суставах, повышение растяжимости их связочного аппарата. С одной стороны, это способствует развитию качества гибкости, а с другой – наиболее количество травм у спортсменок зарегистрированных именно в этом периоде. Именно такая приведенная вариативность внутри микроциклов характерна для малых волн.
Соотношение объема и интенсивности нагрузок в микроциклах должно быть различным. В практике тренировочного процесса рекомендуется наиболее интенсивные тренировочные занятия проводить, в основном, в первой половине микроцикла, а наиболее объемные во второй, но иногда целесообразно и противоположное сочетание, что зависит прежде всего от особенностей вида спорта и этапа тренировки. Всегда проводить интенсивные занятия в первой половине микроцикла, а большие во второй половине не обязательно, следует учитывать фазу МЦ, с которой начинается или возобновляется тренировка.
В зависимости от сочетания указанных компонентов тренировочной нагрузки тренировка может быть направлена преимущественно на формирование техники движений, воспитание того или иного физического качества, поддержания уровня работоспособности (тренированности). Установленная зависимость между сочетанием компонентов тренировочной нагрузки и направленностью тренировочного процесса, в сою очередь позволяет создать модель тренировочного занятия с достаточно достоверной предсказуемостью его направленности, что делает тренировочный процесс более управляемым и эффективным.
Набор компонентов нагрузки позволяет воссоздать более 3 тысяч вариантов тренировочного урока, но все они будут достаточно контрастными, исходя из практического опыта, можно утверждать, что создание 10-15 вариантов моделей тренировочных уроков вполне обеспечивает оперативное управление процессом тренировки. Именно такая структура в построении недельных микроциклов способствует реализации широкого комплекса задач спортивного совершенствования, ограничивающих возможность нарушения МЦ и тем самым способствующих сохранению внутренних резервов организма.
Во всех видах спорта день отдыха у спортсменок, в основном, воскресенье. Последующая же нагрузка после выходного дня, как правило, планируется большая. Такой подход не правомерен, потому что большая нагрузка может совпадать с зоной снижения адаптации. Следовательно, спортсменка с нагрузкой может не справиться, или же это может привести к нарушению ее МЦ (имеется в виду применение большой нагрузки в фазе овуляции).