Методические положения, используемые при построении тренировочного процесса спортсменок

Взаимообусловленность занятий и их зависимость от общего режима работы и отдыха в микроциклах особенно существенны при ежедневных занятиях с несколькими тренировками.

На сегодняшний день тренеры добиваются успехов за счет увеличения времени, отводимого для тренировочного процесса. Сейчас тренировочные занятия проводятся ежедневно до трех-четырех раз в день. Таким образом, успех в подготовке достигается не за счет повышения качества тренировки, а за счет увеличения времени тренировочных занятий. Для повышения качества тренировки необходим научный подход к этому вопросу. К сожалению, не сегодняшний день имеются лишь единичные научные разработки в этом направлении, например, по разработке тренировочного процесса пловцов. В других видах спорта таких разработок не существует, а количество времени, отводимое для тренировок, увеличивается. Подобная эффективность ущербна. Неумение тренеров оптимизировать процесс тренировки по трем критериям – затрата времени, биологические особенности, результативность – серьезный недостаток, ведущий к преждевременному исчерпанию энергии у спортсменок. В этой связи философская категория "мера" имеет огромное значение при разработке оптимизации тренировочного процесса. Мера – это своего рода зона, в пределах которого данное качество может модифицироваться, сохраняя при этом свои существенные характеристики. Отсюда следует, что возможна определенная "зона оптимума", в пределах которой имеется несколько оптимальных вариантов решения поставленных задач. Поэтому можно разными сочетаниями методов, относительно успешно решать поставленную учебно-тренировочную задачу. При выборе оптимального варианта позволит тренеру найти оптимальную меру сочетания всех методов обучения. Такой подход необходим и при выборе средств, форм обучения и др. компонентов учебно-тренировочного процесса.

На структуру тренировочных глезоциклов существенное влияние оказывает продолжительность МЦ или регулярность, особо это важно учитывать в период его становления, когда происходит бурная перестройка организма. Серия педагогических экспериментов, в которых принимали участие спортсменки, занимающиеся циклическими и ациклическими видами спорта, показала, что тренированность в наибольшей мере возрастала в том случае, когда в процессе подготовки применялись занятия избирательной направленности с разнообразной программой, построенные в тренировочных учреждениях в режиме различных методов с учетом фаз МЦ.

Наименее эффективен вариант занятий с длительным применением одних и тех же средств, потому что происходит, быстра адаптация организма к ним, замедление, а затем и прекращение роста тренированности, особенно это, характерно для периода полового созревания.

При составлении тренировочных программ в микроциклах при двух и более занятий в течение дня необходимо учитывать количество основных и дополнительных занятий. Не следует уменьшать количество занятий с большими нагрузками, которые являются могучим фактором роста тренированности. Применение занятий с малыми и средними нагрузками после занятий с большими нагрузками целесообразно лишь в том случае, когда в этих занятиях выполняется работа принципиально иной направленности, при которой основная нагрузка приходится на другие функциональные системы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4