Система работы над изложением в старших классах специальной коррекционной школы.
Указанные недочеты встречались в изложениях учащихся из опытного класса, но гораздо в меньшей степени.
Как показывает проведенный анализ, учащиеся передавали содержание рассказа «Еж» используя, в основном, синтаксические конструкции исходного текста.
Из таблицы №3 видно, что количество правильно построенных предложений, как простых, так и сложных, у учеников 6 опытного класса больше, чем у учащихся из контрольного класса.
Этот факт говорит о том, что ученики экспериментального класса внимательнее относились к оформлению своих высказываний и старались строить развернутые предложения. Например: «Вдруг ежик распрямился, поднялся на лапки, огляделся и побежал под шкаф». Или: «Он бегал, нюхал, фыркал и совсем не обращал внимания на людей». Такие развернутые предложения передают действия ежа последовательно и подробно. Свернутые, малораспространенные конструкции чаще встречались в работах учащихся из контрольного класса, которые писали: «Он встал на лапки и побежал». «Он встал на ноги и побежал к шкафу». «Он не замечал людей и бегал по классу» и т.д. Из приведенных примеров видно, что пропуски некоторых слов обедняют содержание предложений и при этом не достигается полного воспроизведения фактов.
Учащиеся как контрольных, так и экспериментальных классов пользовались не только сложными предложениями оригинала, но в ряде случаев, строили сложноподчиненные предложения, отсутствовавшие в прослушанном тексте. Например: «Когда он осмелел он стал обращать внимание на людей» и «Когда пришли теплые весенние деньки ребята отнесли ежа в лес».
Недописанные предложения встречались в редких случаях, чаще конструкции упрощались (см. таблицу 3). Например: «На бегу он хрюкал и фыркал. Что ребята рассмеялись». Указанные недочеты свидетельствуют о том, что учащиеся еще недостаточно овладели синтаксическим строем речи.
Перейдем к характеристике словаря изложений.
Таблица №3 показывает, что в пересказах учеников как контрольных, так и экспериментальных групп чаще других частей речи встречались существительные и глаголы.
В пересказах школьников из экспериментального класса число существительных и глаголов оказалось меньше, чем у учеников из контрольного класса. Это, очевидно, можно объяснить тем, что в работах учащихся из контрольной группы появились слова, отсутствовавшие в воспринимаемом тексте, а ученики из экспериментальной группы воспроизводили содержание рассказа, приближаясь к исходному тексту.
Таблица №3
Количество использованных в изложениях предложений
(в % к общему их числу, имеющемуся в оригинале текста)
Классы |
Всего пред-ложе-ний |
Простые |
Сложные |
Переходные конструкции |
Недописанные предложения | |||||||
Распространенные |
Нераспространенные |
Сложносочиненные |
Сложноподчиненные |
Усложненные |
Упрощенные | |||||||
Правиль-ные |
Ошибоч-ные |
Правиль- ные |
Ошибоч-ные |
Правильные |
Ошибочные |
Правильные |
Ошибочные | |||||
6 экс |
79 |
68 |
1 |
0 |
0 |
2 |
0 |
3 |
1 |
1 |
3 |
0 |
6 конт |
55 |
44 |
3 |
2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
7 экс |
68 |
45 |
1 |
0 |
0 |
6 |
0 |
9 |
1 |
3 |
2 |
0 |
7 конт |
62 |
42 |
2 |
1 |
0 |
2 |
2 |
4 |
3 |
5 |
1 |
0 |