Особенности управления и руководства.
Между деятельностью, не связанной с управлением, и успешной работой в качестве менеджера существует большая разница.
Руководство и управление – единственные в своем роде, отнюдь не легкие профессии. Личный успех менеджера определяется не только его знаниями, способностями и отношением к работе, но и тем, что знают, умеют и как работают его подчиненные. Работа коллектива играет решающую роль в оценке успехов менеджера.
Менеджмент – это профессия, которой можно овладеть по разному:
· Приобретая опыт в процессе работы
· Перенимая методы работы преуспевающих менеджеров
· Изучая литературу или посещая курсы
· Обучаясь под руководством своего начальника
· Используя различного рода советы и рекомендации
Большую помощь в изучении менеджмента могут оказать занятия в аудитории. При составлении плана обучении стоит обратить внимание на следующие моменты:
1. Любое обучение – это самообучение. Менеджеры сами решают, чему им необходимо обучиться и будут ли они этому учиться.
2. На рост профессионального мастерства менеджеров оказывают влияние:
· Опыт работы
· Стимулирующие профессиональный рост служебные задания
· Указания и рекомендации руководителя
· Обратная связь
3. Занятия в аудитории могут быть весьма полезны менеджеру – если они правильно организованы, и если применение полученных знаний будет поощряться в организации, где работает менеджер.
4. Нельзя не учитывать влияния на обучение менеджера его работы, организации и непосредственного начальника. Поэтому составление плана обучения – вопрос не только содержания курса, он значительно шире и требует решения проблем, не связанных непосредственно с обучением.
5. Для того чтобы аудиторные занятия были эффективными, они должны:
· Непосредственно отвечать целям организации-заказчика и/или соответствовать рабочей обстановке
· Приводить в итоге к изменению стереотипов поведения слушателей, что существенно важно, так как их руководство преследует в первую очередь эту цель
· Служить преодолению возможного сопротивления слушателя, реального человека, который обладает практическим опытом в области менеджмента
· Предлагать менеджеру в доверительной манере именно ту информацию, в которой он нуждается
· Проходить наряду с созданием условий для практической реализации менеджером – слушателем курсов своих идей и способностей
· Сопровождаться поощрением использования полученных знаний в работе
Учебу можно определить как «изменение в стереотипах поведения, которое помогает учащемуся». Обучение же – это процесс общения и/или побуждения к учебе.
Всем менеджерам, организациям при проведении мероприятий по повышению профессионального уровня своих сотрудников необходима помощь, потому что:
Ø Они не всегда осознают это
Ø Они зачастую пренебрегают этой обязанностью
Ø Они не всегда способны провести занятия
Ø Преподавание требует умения, опыта и времени
Ø Они думают, что обучение должен провести кто-то другой, например, их коллеги
Одна из функций обучающего – побудить менеджеров работать со своими подчиненными и помогать им в этой работе. Такая помощь часто заключается в планировании и проведении занятий с менеджерами и руководителями.
Процесс общения.
Общение – это передача информации при взаимодействии. Это единственный способ, с помощью которого мы вызываем изменения в окружающих. Это наш канал влияния на людей. Успешное обучение в значительной мере зависит от успешного общения.
Понимание закономерностей процесса общения и владение искусством общения – необходимые условия успешной работы менеджера. Если не усвоены основы общения, то любые конкретные программы и методики обучения уже не имеют особого значения.
Чтобы как следует разобраться во всех сложностях процесса общения, полезно начать его изучение с упрощенной модели, а уж затем, отталкиваясь от нее, идти дальше.