Особенности управления и руководства.
Существует несколько основных правил общения (коммуникативных правил). И тот, кто хочет проводить успешное обучение, должен неуклонно следовать им. Правила эти таковы:
Ø Чувствуйте ситуацию.
Ø Поймите всю подоплеку ситуации, которую вы анализируете.
Ø Высказывайтесь разумно. Разъясняйте свои мысли наиболее понятным образом. Покажите, какую пользу получит адресат. Говоритечетко и исподволь внушайте
идею.
Ø Слушайте внимательно.
Ø Понимайте чувства других… Дайте понять, что вы умеете сопереживать людям.
Ø Задавайте вопросы, чтобы вызвать собеседника на разговор.
Ø Используйте подход «проблема – решение».
Необходимо осмыслить и учитывать основные правила общения при определении цели сообщения и при подготовке сообщения.
Чтобы стать коммуникатором-помошником, необходимо обладать качествами, которые обычно присущи лидеру. Коммуникатор должен:
Ø Управлять.
Ø Координировать.
Ø Преподавать на семинарах или в аудиторной обстановке.
Ø Обучать в процессе работы.
Ø Уметь убеждать.
Ø Работать в команде (группе).
Ø Заниматься консалтингом.
Ø Собирать необходимую информацию.
Ø Быть другом.
Ø Быть «отцом родным».
Практика обучения
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ И ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕКОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Его основные разделы:
1. Лекция.
2. Обсуждение лекции и основные принципы поведения участников.
3. Анализ конкретных ситуаций.
4. Деловые игры.
5. Эксперименты и моделирование. Упражнения для развития практических навыков.
6. Типовые упражнения с карандашом в руке.
7. Задания.
8. Использование письменного материала.
9. Резюме (подведение итогов).
10. Наглядные пособия.
11. Программное обучение и конспекты.
12. Практическая работа в реальных условиях.
13. Аудиторные занятия.
14. Использование компьютеров.
ЛЕКЦИЯ.
Изложение информации в виде публичного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории до сих пор остается необходимым и потенциально эффективным методом обучения.
Информацию, которую слушатели не имеют, но хотели бы получить, часто бывает полезно подать ясным и четким образом.
Однако совершенно не желательна такая ситуация, когда лектор излагает материал, не интересующий аудиторию, или в котором слушатели с большим успехом разобрались бы самостоятельно. Злоупотребление лекционной формой обучения – чаще всего встречающееся нарушение основных принципов обучения взрослых.
Следует подумать о лекционной форме…
· если лектор обладает обширными знаниями, которых нет у слушателей;
· если лектор пользуется доверием как источник информации;
· если при таком способе подачи материала экономится время, которое слушатели могут потратить с большей пользой для себя;
· если лектор умеет выступать и располагает достаточным временем (существует слишком много примеров тому, как лекция фактически принимает вид огромной читки заранее подготовленных записей или статей).
Недостатки лекции:
ü может быть скучной
ü слабая обратная связь
ü пассивность слушателей
ü быстро забывается
Характерной чертой многих программ обучения является то, что лекции используются чаще, чем это необходимо, и длятся дольше, чем это планируется. Из-за этого уменьшается активность слушателей и доля их непосредственного участия в учебном процессе.
Существует целый ряд вспомогательных средств, подготовка которых не доставляет особых хлопот, эффективность же даже краткого выступления, а учебной лекции особенно, при их использовании может значительно возрасти. Среди них:
§ рисунки, плакаты, диаграммы
§ меловая доска
§ макеты и модели
§ тезисы выступления