Особенности управления и руководства.
Цель подобного обобщения – помочь людям учиться. Обучение – в том смысле, в каком это слово используется в данной работе, - вполне можно назвать изменением в стереотипах поведения, которое помогает учащемуся. С помощью эффективного общения можно облегчить процесс обучения.
Целью общения является приобретение адресатом новых качеств, поэтому общение должно быть ориентированно на результат.
Чтобы быть эффективными, виды общения, которые мы будем рассматривать, должны начинать с ясной формулировкой цели. Общение следует начинать только тогда, когда уже определены его желаемые результаты: цель общения – попытка добиться этих результатов. Цель напрямую связана с конкретной ситуацией, которую можно изменить в лучшую сторону, решив существующие проблемы или воспользовавшись благоприятной возможностью. Общение предполагает законченный цикл:
Ø Определяется цель.
Ø Предпринимается попытка общения.
Ø Осуществляется обучение. Меняется поведение, либо используются переданные знания или навыки.
Ø Достигаются определенные результаты, которые благоприятно влияют на первоначальную ситуацию. Другими словами, наблюдается улучшение первоначальной ситуации.
Таков цикл коммуникативных усилий, предпринимаемых для того, чтобы оказать слушателям помощь в учебе.
Для уверенной и эффективной работы с менеджерами и руководителями чрезвычайно важно понимание необходимости:
Ø изменить стереотипы поведения учащегося,
Ø добиться появления результатов обучения в жизни или работе слушателей,
Ø улучшить первоначальную ситуацию
Такое понимание – ключ ко многим особенностям, отличающим обучение квалифицированного специалиста от обучения человека, не имеющего опыта работы.
Общение должно быть двусторонним процессом. Как только определены все потребности в обучении – от целей до результатов – двусторонняя природа процесса общения становится наиболее важным моментом.
Информацией и новыми поведенческими стереотипами нельзя просто так взять, да и одарить другое лицо. Обучение - это взаимодействие. Обе стороны должны быть готовы к серьезной работе, обе должны не останавливаться на достигнутом и уметь вовремя скорректировать свое поведение.
Существенную долю усилий руководителей, преподавателей и помощников следует направить на обеспечение и непрерывное поддержание обратной связи со слушателями курсов. Без постоянной обратной связи до, во время и после процесса общения, оно вряд ли будет настолько эффективным, чтобы вызвать заметные изменения.
Для успешной обратной связи с адресатом отправитель информации должен уметь говорить, слушать и отвечать на вопросы.
Для общения существует множество препятствий. Многие факторы путают и искажают преподаваемую информацию.
Любая информация проходит через множество барьеров. Однако совершенно «новых» коммуникативных ситуаций не бывает, просто обе стороны каждый раз «привносят что-то свое». Обе стороны говорят, слушают и понимают, имея разные точки зрения. Информация не может быть обособленной, ее нельзя вырвать из контекста. Она тесно сплетена с конкретной ситуацией, со всеми особенностями обоих участников (индивидуальностью, потребностями, отношением и т.д.). Тот, кто не сможет определить барьеров, препятствующих общению, не сможет найти и нужной дороги.
Обучение - это циклическое движение от неосознанной некомпетентности к неосознанной компетентности. На каждом этапе обучение можно облегчить, используя различные стили общения.
Приведенная выше точка зрения на обучение предполагает, что люди…
v Начинают с незнания того, что именно они не знают.
Ø Не знают, что именно они не знают.
Ø Не знают, что у них есть проблемы.
Ø Не знают, что они упускают благоприятные возможности.
Ø Не знают, что можно что-то предпринять или что-то сделать по-другому.