Особенности управления и руководства.

§ наглядные примеры

§ краткие комментарии экспертов и оппонентов

§ использование графопроектора

Обязательно нужно избегать применения таких вспомогательных средств, которые создают путаницу, не несут в себе никакой смысловой нагрузки, нельзя разглядеть или сделаны наспех и кое-как.

Примеры, забавные истории, пояснения также важны, потому что они придают выступлению игровой характер и делают его интересным, помогают слушателям понять идею, помогают продемонстрировать ее состоятельность, помогают слушателям увидеть, каким образом эту идею можно применить в конкретной ситуации, способствуют запоминанию сути вопроса, так как примеры наглядны и легко запоминаются.

Также очень важно чтобы приводимые примеры …

· не казались ребяческими и незрелыми

· не казались случайными воспоминаниями о том, что когда-то делал тот или иной менеджер

· не казались не относящимися к сути излагаемого материала или конкретной управленческой ситуации

· не были слишком длинными

· не были слишком персонифицированными

· не были устаревшими

Без удачных примеров лекция превратится в нудное изложение теорий и перечисление неинтересных данных

ОБСУЖДЕНИЕ (ДИСКУССИЯ).

Подходы к обучению взрослых людей основаны на высоком уровне взаимодействия и активности учащихся. Опыт показывает, что менеджеры и руководители проявляют большее понимание и успешнее воспринимают новые идеи в процессе конструктивной дискуссии. Обсуждение может подтолкнуть слушателей к использованию общих идей применительно к собственной конкретной ситуации, к решению сделать что-то иначе в своей непосредственной работе.

Когда занятия проходят в форме дискуссии, преподаватель выступает в роли ведущего дискуссии. Эта роль состоит в том, чтобы помочь слушателям:

Ø изучить вес аспекты вопроса, ситуации, проблемы, предлагаемых практических приемов или методов

Ø изменить существующие мнения или представления

Ø развить новые идеи или по-новому взглянуть на старые

Ø разработать, понять и принять принципы, решения, методы, процедуры, которые, по мнению слушателей, могут помочь им в работе

Среди множества разновидностей общего обсуждения в курсах менеджмента наиболее часто используются следующие:

ü обсуждение темы или вопроса, предложенные преподавателем или слушателем

ü обсуждение конкретной ситуации или проблемы, предложенной преподавателем или слушателем

ü обсуждение деловых игр, демонстраций, моделирования управленческих ситуаций и других «экспериментальных мероприятий»

ü обсуждение фильма, прочитанной книги, лекции

ü выполнение типового упражнения в процессе обсуждения

Приведем некоторые распространенные формы дискуссии:

q Собрание – группа сообщает о проделанной работе или предлагает свои идеи.

q Жестко регламентированное обсуждение – все выступления проходят через ведущего дискуссии.

q Свободный обмен мнениями – люди поочередно говорят друг с другом. Выступления не обязаны проходить через ведущего дискуссии.

q Небольшие группы работают обособленно

q Абсолютно неформальное, нерегламентированное обсуждение.

Для того чтобы дискуссия прошла эффективно, необходимо тщательно ее распланировать. Кроме того, необходимо направлять обсуждение в нужное русло, подталкивать слушателей к творческой работе.

МЕТОД КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ

Метод конкретных ситуаций основан на следующем утверждении: понимания механизмов управления и профессионализма в менеджменте можно добиться путем рассмотрения, изучения и обсуждения конкретных ситуаций.

Существует довольно много разновидностей данного метода. В общем случае учащийся получает текст с описанием конкретной организационной проблемы. Его просят изучить ситуацию в домашней обстановке и наметить оптимальное решение. Затем учащиеся объединяются в небольшие группы, обсуждают достоинства и недостатки предложенных решений и пытаются установить, каким законам управления подчиняется данная ситуация.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7