Особенности управления и руководства.
§ наглядные примеры
§ краткие комментарии экспертов и оппонентов
§ использование графопроектора
Обязательно нужно избегать применения таких вспомогательных средств, которые создают путаницу, не несут в себе никакой смысловой нагрузки, нельзя разглядеть или сделаны наспех и кое-как.
Примеры, забавные истории, пояснения также важны, потому что они придают выступлению игровой характер и делают его интересным, помогают слушателям понять идею, помогают продемонстрировать ее состоятельность, помогают слушателям увидеть, каким образом эту идею можно применить в конкретной ситуации, способствуют запоминанию сути вопроса, так как примеры наглядны и легко запоминаются.
Также очень важно чтобы приводимые примеры …
· не казались ребяческими и незрелыми
· не казались случайными воспоминаниями о том, что когда-то делал тот или иной менеджер
· не казались не относящимися к сути излагаемого материала или конкретной управленческой ситуации
· не были слишком длинными
· не были слишком персонифицированными
· не были устаревшими
Без удачных примеров лекция превратится в нудное изложение теорий и перечисление неинтересных данных
ОБСУЖДЕНИЕ (ДИСКУССИЯ).
Подходы к обучению взрослых людей основаны на высоком уровне взаимодействия и активности учащихся. Опыт показывает, что менеджеры и руководители проявляют большее понимание и успешнее воспринимают новые идеи в процессе конструктивной дискуссии. Обсуждение может подтолкнуть слушателей к использованию общих идей применительно к собственной конкретной ситуации, к решению сделать что-то иначе в своей непосредственной работе.
Когда занятия проходят в форме дискуссии, преподаватель выступает в роли ведущего дискуссии. Эта роль состоит в том, чтобы помочь слушателям:
Ø изучить вес аспекты вопроса, ситуации, проблемы, предлагаемых практических приемов или методов
Ø изменить существующие мнения или представления
Ø развить новые идеи или по-новому взглянуть на старые
Ø разработать, понять и принять принципы, решения, методы, процедуры, которые, по мнению слушателей, могут помочь им в работе
Среди множества разновидностей общего обсуждения в курсах менеджмента наиболее часто используются следующие:
ü обсуждение темы или вопроса, предложенные преподавателем или слушателем
ü обсуждение конкретной ситуации или проблемы, предложенной преподавателем или слушателем
ü обсуждение деловых игр, демонстраций, моделирования управленческих ситуаций и других «экспериментальных мероприятий»
ü обсуждение фильма, прочитанной книги, лекции
ü выполнение типового упражнения в процессе обсуждения
Приведем некоторые распространенные формы дискуссии:
q Собрание – группа сообщает о проделанной работе или предлагает свои идеи.
q Жестко регламентированное обсуждение – все выступления проходят через ведущего дискуссии.
q Свободный обмен мнениями – люди поочередно говорят друг с другом. Выступления не обязаны проходить через ведущего дискуссии.
q Небольшие группы работают обособленно
q Абсолютно неформальное, нерегламентированное обсуждение.
Для того чтобы дискуссия прошла эффективно, необходимо тщательно ее распланировать. Кроме того, необходимо направлять обсуждение в нужное русло, подталкивать слушателей к творческой работе.
МЕТОД КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ
Метод конкретных ситуаций основан на следующем утверждении: понимания механизмов управления и профессионализма в менеджменте можно добиться путем рассмотрения, изучения и обсуждения конкретных ситуаций.
Существует довольно много разновидностей данного метода. В общем случае учащийся получает текст с описанием конкретной организационной проблемы. Его просят изучить ситуацию в домашней обстановке и наметить оптимальное решение. Затем учащиеся объединяются в небольшие группы, обсуждают достоинства и недостатки предложенных решений и пытаются установить, каким законам управления подчиняется данная ситуация.