Особенности управления и руководства.
Деловые игры можно организовать по-разному: иногда проводится только одна деловая игра, и большинство слушателей просто наблюдают. Однако более приемлем такой вариант, когда учащиеся разбиваются на небольшие группы, которые одновременно и независимо друг от друга проводят игры по одному и тому же «сценарию».
Метод конкретных ситуаций и деловые игры имеют друг с другом много общего. Но между ними существуют определенные различия:
Метод конкретных ситуаций |
деловые игры | ||
1 |
Проблема выносится на обсуждение |
1 |
Проблема рассматривается в обстановке, приближенной к реальной |
2 |
Проблему определяют предшествующие события |
2 |
Проблема определяет развитие событий |
3 |
Проблема затрагивает других людей |
3 |
Проблема затрагивает самих учащихся |
4 |
Эмоциональный аспект и отношение к происходящему рассматривается только гипотетически |
4 |
Эмоциональный аспект и отношение к происходящему оказывают существенное влияние на результат |
5 |
Подчеркивается значение фактов |
5 |
Подчеркивается значение субъективных впечатлений |
6 |
С точки зрения психологии, дискуссия – это взгляд на проблемную ситуацию «снаружи» |
6 |
Психологически учащиеся видят проблемную ситуацию «изнутри» |
7 |
Предполагается мысленное участие |
7 |
Создаются условия для эмоционального участия |
8 |
Совершенствуется умение анализировать проблемы |
8 |
Совершенствуется умение взаимодействовать с другими людьми |
9 |
Предназначается для разработки гипотез и идей |
9 |
Предназначается для проверки гипотез и идей |
10 |
Тренируется умение правильно разобраться в ситуации |
10 |
Тренируется эмоциональный контроль |
11 |
Действия или решения только обсуждаются |
11 |
Действия или решения приводятся в исполнение |
12 |
Последствия предложенных действий обычно не определяются |
12 |
Устанавливается непрерывная обратная связь |
Деловая игра позволяет учащимся почувствовать себя в реальной управленческой ситуации и перепробовать все, что угодно, без страха совершить ошибку.