Основной этап
b)Промежуточный
комплекс
по
теме
“ Present Perfect & Present Perfect Continuous”
1 урок
Задачи :
§Введение и первичная автоматизация нового грамматического материала
§Дальнейшее развитие грамматических навыков ( активных и рецептивных)
§Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных задач на ИЯ
§Развитие памяти , мышления, воображения
§Повышение мотивации изучения ИЯ
Грамматический материал по теме “
Present Perfect & Present Perfect Continuous” не являлся для учащихся новым грамматическим материалом, у них уже имелся определённый языковой опыт по данным темам.
Сложность данных видовременных форм заключается в чрезвычайной близости их значений, доходящей, иногда, до взаимозаменяемости.
Для сравнения этих двух грамматических форм были выделены следующие их функции: - Present Result
- Past Action
Весь комплекс разработанных упражнений по данной теме был направлен на то, чтобы чётко разграничить, маркировать в сознании учащихся специфику функционирования данных грамматических явлений.
Непосредственной перед презентацией грамматического материала была проведена речевая зарядка, направленная на повторение грамматического материала, с одной стороны, и оценку сформированности грамматических навыков- с другой. Таким образом, учащимся была задана серия вопросов типа:
- How long have you been studying in this school?
- How long have you been living in Nizhny Novgorod?
- Have you ever lived in another city/town?
- When did you move to N.N.? etc.
Необходимо заметить, что при «раздельном» употреблении двух грамматических явлений (Present Perfect & Present Perfect Continuous) у учащихся не возникало трудностей ни с оформлением, ни с воспроизведением данных грамматических явлений. На основе этого можно сделать следующий вывод: предыдущий языковой опыт прочно закрепил в сознании учащихся, по крайней мере, форму явлений. Что же касается функции, то, после проведения речевой зарядки, даётся следующая установка на урок : “ When Englishmen talk about past they use several different means. You already know some of them. Today we’ll learn to talk about past in a way the Englishmen usually do, using all possible means.
При такой формулировке упоминается средство выражения прошедшего времени, которое уже известно учащимся. Это Past Simple. При любом подходе к обучению грамматике форма Past Simple маркируется в сознании учащихся, на основе аналогии с родным языком, как средство выражения прошедшего времени. Несмотря на все усилия преподавателя, для большинства учащихся форма Past Simple так и остаётся единственным средством выражения прошедшего времени. Сломать подобный стереотип очень непросто. Таким образом, при работе над темой «Present Perfect & Present Perfect Continuous» представляется необходимым в ходе всего комплекса проводить параллели не только между данными грамматическими явлениями, но и с Past Simple для чёткой дифференциации данных явлений в сознании учащихся и для уточнения специфики функционирования данных грамматических явлений и невозможности их ( Present Perfect & Present Perfect Continuous vs Past Simple) взаимозаменяемости.
Презентация по теме “
Present Perfect & Present Perfect Continuous” выглядит следующим образом:
Betty Tudor’s life-long passion is driving, but there is on problem, as our interviewer found out.
Interviewer:
How long have you been trying to pass your driving test, Betty?
Betty:
Seventeen years.
Interviewer:
How many times have you taken it?
Betty:
Thirty-eight, and I’m afraid I’ve failed it every time. I’ve always wanted to be able to drive , and I’m determined to pass.