Практическая часть.
4) 160 : 4 = 40 тетрадей
5) 60 - 40 = 20 тетрадей \
Ответ: 40 тетрадей первого сорта, 20 тетрадей второго сорта.
Возможны и другие способы решения задачи. Например:
1) 12.60=720
2)720-560= 160
3)12-8=4
4) 160:4=40
5) 8 • 40 = 320
6)560 - 320 = 240
7)240: 12=20
Задача №2
«На запасных путях стояло 2 железнодорожных состава. В первом составе было на 12 вагонов больше, чем во втором. Когда от каждого состава отцепили по 6 вагонов, в первом оказалось в 4 раза больше вагонов, чем во втором. Сколько вагонов было в каждом составе?»
К данной задаче даны три указания: 1) решить задачу алгебраически; 2) найти среди решенных раньше задач похожую на данную решением; 3) составь свою задачу, которая будет иметь такое же решение.
При решении задачи алгебраическим способом учащиеся обозначают буквой х - число вагонов в первом составе, тогда во втором составе число вагонов (х - 12). В задаче сказано, что от каждого состава отцепили по 6 вагонов. Во втором составе оказалось (х - 18) вагонов, а в первом (х - 6) вагонов. В первом составе в 4 раза больше вагонов, чем во втором.
Составим уравнение: х - 6 = 4 (х - 18). При решении уравнения у учащихся появляются затруднения, связанные с тем, что возникает необходимость в выполнении действий с отрицательными числами:
х - 6 = 4х- - 72
х - 4х = - 72 + 6
- 3х = - 66
х = (- 66): (- 3)
х=22
Чтобы избежать таких недоразумений, учитель предлагает на основе изученных свойств числовых равенств (вернее, равносильности уравнений) неизвестное перенести в правую часть уравнения:
х- 6=4 (х- 18)
х - 6 = 4х - 72
- 6 = 4х - х - 72
-6 =(4-1) х-72
- 6 = Зх - 72
- 6 + 72 = Зх
72 - 6 = Зх
66=3х
х=22
Как видим, решение уравнения вызывает затруднения у учащихся, и, предвидя это, учитель в процессе рассуждения подводит детей к уравнению, решение которого проще:
4 (х- 18)= х-6
4х - 72 = х - 6
4х-х-72=х-х-6
(4- 1) х-72 =-6
Зх = 72 - 6
х = 66 : 3
х = 22 (вагона в первом составе)
Ответ: в первом составе - 22 вагона, во втором - 10.
Обозначив буквой х число вагонов второго состава, в процессе рассуждении можно получить уравнение:
4 (х - 6) = х + 6
4х - 24 = х + 6
Зх = 6 + 24
Зх=30
х= 10
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что при решении задач алгебраическим способом учителю необходимо продумать, какое неизвестное обозначить буквой, и подвести учащихся к уравнению, решение которого будет проще и понятнее для них.
Выполнение второго задания, предложенное автором, для данной задачи сводится к отысканию (узнаванию) среди решенных похожей задачи, что отнимает много времени и недостаточно эффективно с точки зрения развития умственных способностей.
Третье задание (составить задачу, похожую на данную) преследует такую же цель, как и второе.
В задаче сказано, что вагонов осталось в первом составе в 4 раза больше, чем во втором. Значит, числу оставшихся вагонов первого состава будет соответствовать отрезок в 4 раза больше, чем отрезок СВ (показываем на чертеже отрезок ММ). Первоначально в первом составе было на 6 вагонов больше (показываем на чертеже). DN -отрезок, соответствующий 6 вагонам, тогда ОМ соответствует числу вагонов первого состава).
Рассматривая чертеж, необходимо обратить внимание детей на то, что отрезку КМ соответствует 12 вагонов. В задаче сказано "на 12 вагонов больше", и эти 12 вагонов приходятся на три равные части, каждая из которых равна отрезку СВ (числу вагонов, оставшихся во втором составе).