Педагогические взгляды Толстого
Знаменитый “критериум свободы” Толстого вытекает из его философских рассуждений на тему свободы человека, воли личности и самостоятельности. Почему же Толстой во главу угла своей педагогической концепции поставил именно принцип свободы духа и выбора, а не какой-либо другой постулат?
Сначала нужно рассмотреть понятие воли и самостоятельности. Самостоятельность есть одно из важнейших качеств человека, основа его духовного развития, самосовершенствования. Самостоятельность - это не просто способность осуществлять какую-либо деятельность без помощи окружающих, но, прежде всего, способность находить опору в жизни в себе самом, уверенность в себе, независимость, умение делать свой собственный выбор. В самостоятельности проявляется волевое начало человека.
Понятие воли было введено для объяснения порождения действия. Изучение воли как психического механизма “свободного выбора”, личностного выбора между различными желаниями, побуждениями проясняет значение познавательных процессов, разума в волевом акте. Только благодаря разуму человек способен проявлять подлинную волю, управляющую его желаниями.
В самостоятельности, воле человека проявляется его стремление к свободе, независимости. Недаром под волей подразумевается свобода человека.
И. В. Ежов в научной работе “Введение в психологию духовного развития личности ребенка”, рассматривая подход “свободного выбора” к изучению воли, так определяет самостоятельность:
“Самостоятельность, “сила личности” - это проявление силы саморазвития, самоуправления, самодвижения (воли), осознания власти души над телом и определенными обстоятельствами, постоянно подкрепляемые конкретной деятельностью, поступками человека.
Самостоятельность, “сила личности” - это вера в себя, способность жить своим умом, без которых невозможно духовное развитие человека”[14](52 с.)
Толстой в книге “Путь жизни” приводит слова Эмерсона, показывающие высокую ценность самостоятельности разума: “Верь или будь проклят”. В этом главная причина зла. Если человек принимает без рассуждения то, что он должен бы был разобрать своим разумом, человек в конце концов отвыкает от рассуждения и подпадает проклятию сам и вводит в грех своих ближних. Спасение людей в том, чтобы каждому научиться думать своим умом”.
Л. Н. Толстой указывал на неразрывную связь ума, добродетельности и самостоятельности: “Для доброй жизни нужен свет разума. А для того, чтобы разум был светел, нужна добрая жизнь . Надо не поддаваться тому, что делают другие, а жить своим умом”. (Ежов 54)
2.3.2. Толстой уделял большое внимание раскрытию сущности принципа свободы в воспитании и обучении детей, предложив свое решение проблемы. Уже на раннем этапе становления педагогических взглядов Толстой указывал на то, что необходимо изучить главный “критериум” педагогики - свободу:
“ .Нам необходимо изучать все те условия, которые способствовали совпадению стремлений образовывающего и образовывающегося; нам нужно определить, что такое есть та свобода, отсутствие которой препятствует совпадению обоих стремлений и которая одна служит для нас критериумом всей науки образования”. (П С “О народном образовании”, 82)
Во-первых, Толстой рассматривал вопрос о свободе с точки зрения организации народного образования в стране. Толстой считал, что царское правительство не должно лишать крестьян права свободно устраивать свои школы и самим выбирать учителей и предметы. Он высказывался против какого-либо принуждения человеческой личности. В статье “О народном образовании” (1874 год) он делал соответствующий вывод: “В народной школе точно также право это определять то, чему надо учиться, с какой бы стороны мы ни рассматривали этот вопрос, принадлежит народу .”(П С 374)
Касаясь понимания свободы в деле организации школ, Лев Николаевич писал, что нельзя государственным путем принудительно насаждать систему школ в стране, напротив, надо дать народу возможность свободно осознать и проявить свою волю в деле образования и строить школы так, как этого хочет народ; под “народом” Толстой подразумевал широкие массы крестьянства. Он глубоко верил в творческие способности народа. В работе “О народном образовании”, написанной в 1862 году, он подчеркивает природное стремление простых людей к знаниям и нежелание правительства идти навстречу простому люду в вопросах образования:
“Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания. Правительство и общество сгорают желанием образовать народ, и, несмотря на все насилие, хитрости и упорство правительств и обществ, народ постоянно заявляет свое недовольство предлагаемым ему образованием и шаг за шагом сдается только силе”.(П С “О народном образовании”, 64)
Во-вторых, Толстой развивал идею о свободе выбора как основополагающий принцип, определяющий сущность воспитания и обучения, взаимоотношения учителя и учащихся в школе. Именно с этой точки зрения мы рассмотрим толстовскую идею свободы более подробно ниже.