Педагогические взгляды Толстого

Неудивительно, что тульские педагоги обратились к наследию великого гуманиста, земляка Льва Николаевича Толстого. Так, в начале 90-х годов сформировалась экспериментальная педагогическая система “Школа Л. Н. Толстого”.

“Школа Л. Н. Толстого” представляет собой педагогическую инновационную систему нового типа, главной задачей которой является полноценное гуманистическое образование детей, основанное на духовном и физическом развитии и самосовершенствовании ребенка. Базовая идея концепции: “создание школы, формирующей творческую созидательную личность в единстве

развития

нравственно-чувственного, разумно-познавательного и волевого начал человека”. (Азбука, 10)

В концепции “Школы Л. Н. Толстого” используются основные педагогические и общегуманистические идеи Толстого:

“1) взгляд на ребенка как гармоническое и целостное существо; ребенок - цель, а не средство образовательного процесса;

2) обеспечение школой условий проявления и развития в ребенке его положительной сущности;

3) ориентация содержания образования на гармонию человека и мира, единство рационального, эмоционального и волевого начал;

4) свобода и выбор деятельности обучающего в пределах разумного;

5) опыт как один из методов образования и воспитания; признание за каждым педагогическим коллективом права на эксперимент;

6) формирование своего свободного отношения к жизни и знаниям; самостоятельность как способность сделать собственный выбор, исходя из принципов этики ненасилия;

7) недопустимость сдерживания общего развития ученика (опережающее обучение);

8) целесообразность и доступность добываемых знаний, но главное - формирование понятийного аппарата, исходя из возрастных особенностей ребенка и принципов, говоря современным языком, развивающего обучения;

9) непрерывность образования, переходящего в самообразование и саморазвитие”. (Ежов 57-58)

2.4.1. В основе деятельности детского образовательного учреждения №146 лежит следующая идея: каждый ребенок неповторим и имеет право на собственное “Я”. Все педагогическое воздействие направлено на ребенка, на построение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка и организацию развивающей среды. Педагогика сотрудничества, сотворчества прочно вошла в жизнь этого коллектива.

Сегодня ключевой проблемой в системе дошкольного образования является гуманизация всей педагогической работы. Поэтому педагоги детского образовательного учреждения №146 обратились к идеям великого земляка, педагога-гуманиста. На протяжении двух лет под руководством практического психолога З. И. Сафроновой и воспитательницы Л. В. Басовой коллектив нарабатывал и совершенствовал в образовательной системе новую технологию “Солнышко”, которая основывается на идеях ненасильственной педагогики Л. Н. Толстого. Целью педагогов стало формировать творческую личность ребенка, выделяя приоритетными такие ее качества, как психическое и физическое здоровье, трудолюбие, милосердие, доброта, терпимость, миролюбие, любовь к природе, к своему народу, его истокам, тяга к творчеству, к самосозиданию, самосовершенствованию, самореализации.

Новая технология требует ничего не навязывать ребенку (свободный выбор для реализации своих взглядов, вкусов), не сковывать его (исключать страх, насмешку); создавать возможность строить догадки, задавать вопросы; признавать ребенка личностью.

Основной метод обучения по технологии “Солнышко” - игровой, формы организации нетрадиционны: обучаясь, дети могут сидеть, лежать, стоять, словом, вести себя совершенно свободно.

При планировании содержания обучения использовалась блоковая подача материала, учитывающая психофизиологические особенности возраста, индивидуальность каждого ребенка.

Приоритетным направлением в работе по этой технологии является физическое воспитание, поэтому ежедневно проводится динамический час, который снимает стрессовое состояние детей. Не менее важным направлением является социально-эмоциональное развитие ребенка. Дети посещают с экскурсиями Ясную Поляну, каждый месяц организовываются дни открытых дверей, вечера досуга, посвященные народному творчеству. Это позволяет выявить индивидуальные особенности, разбудить у ребят творческую активность, желание самостоятельно экспериментировать, побуждать детей и педагогов к самовыражению и импровизации.

Для самоутверждения ребенка педагоги добивались, чтобы каждый малыш ощущал эмоциональный комфорт, а в каждом режимном моменте преобладала активная творческая деятельность. При общении всегда стараются видеть в ребенке личность, а не объект для указаний, создают эмоционально-насыщенную атмосферу в процессе обучения.

Задача создания условий для обеспечения эмоционального благополучия ребенка решается с помощью программы “Радуга”, по которой работают воспитатели Т. Э. Матросова и И. А. Уруева. Это дало реальный эффект снижения заболеваемости детей (средняя посещаемость в течение года 88,3%). Приоритетным направлением стало психическое развитие детей, формирование личности.

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10 11 12