Педагогические взгляды Толстого
Необходимо отметить, что убеждения Толстого претерпевали изменения вместе с эволюцией его философских взглядов и гражданской позиции. В ранних педагогических статьях Толстой понимал под традиционным воспитанием умышленное и принудительное формирование сознания учащихся. В своей работе “Воспитание и образование он пишет: “Воспитание есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим”. (П С 242) Он резко противопоставлял воспитание образованию: “ .Образование есть свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого - сообщать уже приобретенное им”. (242) Сущность образования он видел в элементарном усвоении детьми фактических знаний, сообщаемых в школе. Свободное воспитание Толстой понимал в 60-х годах как процесс самопроизвольного раскрытия высоких нравственных качеств, изначально присущих детям, процесс обогащения их сознания при осторожной помощи педагога, который не имеет права “принудительно” влиять на формирование взглядов детей.
“Критериум свободы” выражал в педагогике Л. Н. Толстого новый тип общения и подхода к личности ребенка. Если один учитель видит свою задачу только в том, чтобы научить ученика решать задачи, второй - чтобы научить детей правописанию и синтаксису и т. д., то вскоре школа, общество, семья будет пожинать печальные плоды пренебрежения нравственной идеей обучения. Толстого прежде всего интересует личность человека, его нравственный облик и место на земле, “в человечестве и вселенной”, формирование всей личности ребенка, а не отдельных его черт ума и характера.
Толстой добивался пробуждения всех творческих возможностей ученика, используя при этом не принуждение, а возбуждение интереса ученика. Возбуждение интереса в обучении - это усиление многостороннего умственного и нравственного воздействия на основе внимания к личности ученика. Такое бережное, уважительное отношение к ребенку помогает раскрыть все его творческие силы, способности, склонности.
В статье “О народном образовании” (1874 год) Толстой писал: “В той мысли, что для успешного обучения нужно не принуждение, а возбуждение интереса ученика, согласны все педагоги противной мне школы. Разница между нами только та, что это положение о том, что учение должно возбуждать интерес ребенка, у них затеряно в числе других, противоречащих этому положению о развитии, в котором они уверены и к которому принуждают; тогда как я возбуждение интереса в ученике, наивозможнейшее облегчение и потому непринужденность и естественность учения считаю основным и единственным мерилом хорошего и дурного учения”. (383 пс)
Толстой уделял большое внимание обстановке на уроке. Дети в Яснополянской школе видели перед собой не обычного учителя, а своего лучшего друга, помощника во всех радостях и бедах, которого, оказывается, вообще не стоит бояться. Добиваясь максимального учета жизненного опыта, знаний, умений и навыков своих учеников, Толстому удавалось создать у детей чувство радости от малейшего шага вперед, уверенности в преодолении трудностей.
По мнению Толстого, свобода является для учителя своеобразным средством проверки, насколько удовлетворительна постановка преподавания в школе, то есть насколько учитель удовлетворяет запросы детской души, детской любознательности. Чем глубже педагог знает детскую душу, тем свободнее чувствуют себя дети на его уроке. Он отмечал: “ . Граница этой свободы сама собой определяется учителем, его знанием, его способностью руководить школой . мера этой свободы есть только результат большего или меньшего знания и таланта учителя”. (П С “О народ образ” 377) Свобода развивает у детей чувство ответственности, правдивости, сознательного отношения к своим обязанностям. Кроме того, свобода - эта цель развития педагогики, согласно Л. Н. Толстому: “Всякое движение вперед педагогики, если мы внимательно рассмотрим историю этого дела, состоит только в большем приближении к естественности отношений между учителем и учениками .”(П С “О народном образовании” с. 377)
2.4. Школа отражает реалии общества, в границах которого она существует, обнажая его идеалы и кризисы, его потребности, особенности, противоречия. Школа советского периода строилась на основе идеологического единообразия и единомыслия. Школа готовила послушного исполнителя, нивелируя индивидуальные различия учащихся. Ученик из цели образования превратился в средство добывания положительных показателей деятельности учителя. Недооценка гуманитарного образования привела к распространению бездуховности и ограниченности.
Сегодня, как никогда, активизировался поиск выхода из сложившейся ситуации. Многие учителя почувствовали возможность работать творчески и свободно. Десятки альтернативных направлений, школ противостоят рутинности “массового” образования.
Назрела проблема создания такой педагогической системы, которая раскрывала бы гуманистическую природу человека в процессе его духовного и физического становления и развития.