Пути эффективной организации внеклассной работы по русскому языку на основе реализации принципа преемственности и перспективности
ТАБЛИЦА 2. ФОРМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ | ||||
Класс |
Дискуссионно-аналитические формы |
Наглядно-практические |
Игровые | |
Состязательные |
С ролевым компонентом | |||
I |
Рассказ-беседа. |
Выставки в классе. |
Игра-соревнование. |
Игры-фантазии. |
II |
Беседа. |
Классный уголок русского языка. Занимательный календарь. Веселый задачник. Угадайка. |
Викторина. Игры «Счастливый случай», «Поле чудес». |
Воображаемые путешествия. |
III (IV) |
Рассказ. |
Устный журнал. |
Игра «КВН», олимпиада. | |
V |
Обсуждение книг, выставок. |
Лингвистические бюллетени. Экскурсии. Общешкольный уголок. |
Конкурсы. Игра «Кроссворд», «Звездный час». |
Конкурсы корреспондентов. |
VI |
Вечер вопросов и ответов. |
Встречи с интересными людьми. |
Игра типа «Что? Где? Когда?». Турнир знатоков. | |
VII-VIII |
Реферирование. Конференция. Лекция. Семинар. Диспут. |
Самостоятельная подготовка фрагментов экскурсий. Экспедиции. Создание школьных музеев, оформление кабинетов. |
Игра «Умники и умницы». |
В соответствующий определенному классу раздел таблицы внесены новые для данного возрастного этапа формы, учитывающие перспективу развития учащихся. Например, в VII классе использованные ранее дискуссионно-аналитические формы дополняются реферированием, конференцией. Каждый этап включает и ранее освоенные формы (в данном случае беседу, обсуждение интересных фактов). Таким образом, за счет новых обогащается арсенал форм организации внеклассной работы, выбора учителем более целесообразной из них.
Возникает закономерный вопрос: «Как привлечь учащихся к участию во внеурочной работе? С чего начать?». Интерес к внеклассной работе не возникает стихийно, он развивается при определенных условиях, которые создаются учителем.
В своей практике я использовала опыт Е.П. Преображенской – выпустила красочно оформленный бюллетень, в котором показывалось то, чем будут заниматься дети в кружке русского языка, предлагались различные задания. Свои ответы учащиеся опустили в специальный конверт. Затем было вывешено объявление, приглашающее школьников прийти на занятие кружка, на котором будет объявлено, кто из учеников правильно и лучше всех решил задачи, помещенные в бюллетене. Тем самым явка на вводные занятия кружка была обеспечена.
Существуют и другие способы привлечения учащихся к участию во внеклассной работе. Все зависит от творчества руководителя и знания им эффективных условий организации урочной деятельности.
Рассмотрим некоторые формы внеклассной работы и способы их организации.
Как и в старших классах, ведущей формой работы с младшими школьниками является кружок. Называется он, обычно, кружком занимательной грамматики, но название это условно, потому что в кружках данного типа рассматриваются, помимо грамматики, и другие вопросы – фонетики, лексики, словообразования. Эти кружки точнее было бы назвать кружками занимательного языкознания.