Пути эффективной организации внеклассной работы по русскому языку на основе реализации принципа преемственности и перспективности
Кружок лексики. Для занятий можно брать все, что может говорить о богатстве русского языка. Работа в кружке способствует развитию чувства языка и обогащению словарного запаса.
Кружок этимологии. Этот кружок ближе всего подходит к проблеме грамотности учащихся, либо хорошо известно, как много дает этимологический анализ для орфографии.
Работу целесообразнее начать с анализа таких слов, когда следы происхождения легко отыскать; затемнено лишь значение, утрачена смысловая связь между производной и производящей основами. С большим увлечением дети работают над этимологией грамматических терминов и народной этимологией.
Кружок диалектологии и топонимики. Основными вопросами кружка могут быть:
- изучение языка местного населения (диалектных особенностей);
- сбор местных слов (с их пояснением) и пословиц, содержащих диалектные слова;
- изучение происхождения местных географических названий (топонимия) и так далее.
Собранный кружковцами материал можно использовать на уроках русского языка при организации словарной работы, передать в научные учреждения, ведущие соответствующую работу по изучению словаря русского языка и диалектов.
Кружок юных корреспондентов. Появление таких кружков воспринимается школьниками с радостью, так как в каждой школе есть дети, которые пишут стихи, басни, очерки, небольшие рассказы, фельетоны и др. Создание кружка дает возможность ученикам попробовать свое перо, научиться писать заметки в стенную школьную газету, статьи, очерки, рассказы в школьный журнал, рецензировать статьи, очерки и рассказы своих товарищей и писать на них критические статьи, познакомиться с аннотированием.
Построение по тематическому принципу, кружковая работа расширяет знания учащихся в одной какой-нибудь области языкознания. Имея в виду эту особенность тематического построения кружковой работы, преподаватель может наилучшим образом учесть интересы и склонности своих учащихся и выбрать в соответствии с ним то или другое направление в работе.
Кружок, помимо обычных, будничных занятий, включает другие: организационное, вводное, итоговое, отчетное занятие.
Домашних заданий, обязательных и регламентируемых учителем, во внеурочной работе быть не может. Однако, вне всякого сомнения, занятия будут проходить плодотворнее, если школьники активно участвуют в подготовительной работе.
Организация внеклассных занятий с младшими школьниками имеет свои особенности:
Во-первых, при работе с учениками I-III(IV) классов на одну и ту же тему необходимо ответить не менее двух занятий. Это объясняется тем, что на внеклассных занятиях младшие школьники не только закрепляют изученный на уроках материал, но и узнают много нового. А возраст учеников (7-10 лет) предлагает, что все новые сведения будут рассредоточены, даны по частям.
Во-первых, не должно быть большого разрыва между занятиями по одной и той же теме. Дело в том, что задания, предлагаемые для самостоятельного домашнего выполнения, дети выполняют, как правило, в первые два-три дня после занятия. Они ждут новой встречи, спешит узнать друг у дуга ответы, просят учителя сказать, верно ли они выполняли задание. Создается благоприятный настрой для проведения нового занятия, и откладывать эту встречу на длительное время нецелесообразно. Еженедельные встречи с младшими школьниками создают непрерывность в работе, не дают погаснуть интересу, делают работу по-настоящему систематической и, конечно же, более эффективной.
В среднем звене рекомендуется проводить раз в две недели, но очевидно, что чем младше дети, тем чаще должны быть встречи.
В-третьих, важно и то, сколько времени затрачивается на одно занятие. Оно может быть различным. Проведение викторин, «минуток поэзии» и т.п. требует не более 10-15 минут, а другие формы занятий (типа утренника) предполагают больше время, не менее 15 минут.
В-четвертых, занятие с младшими классами школьниками должно быть хорошо оборудовано наглядными пособиями.
В-пятых, немаловажной на внеклассных занятиях с учениками начальных классов является оценка их ответов. Поощрения участников занятий осуществляются в виде похвалы учителя, а нередко – выявлением победителя в соревнованиях по числу очков за быстроту, точность, сообразительность при ответе. Учитель заранее определяет количество очков за ответ по тому или иному заданию и приз.