Пути эффективной организации внеклассной работы по русскому языку на основе реализации принципа преемственности и перспективности
Олимпиады могут быть классными, школьными, районными, общегородскими, областными и республиканскими. Все участники олимпиады должны пройти несколько туров (два, три, четыре). Для проведения олимпиады избирается жюри, которое устанавливает количество туров с учетом масштабов олимпиады и оценивает работы учеников.
К участию в первом туре обычно привлекаются все школьники. Работа организуется следующим образом. Примерно за 2 недели выпускается бюллетень «Готовьтесь к олимпиаде», где рассказывается о программах предстоящих конкурсов, даются советы, как самостоятельно подготовиться к соревнованиям. Затем жюри в классных уголках вывешиваются тексты заданий. Задачи и вопросы составляются так, чтобы с их помощью можно было проверить и знания по грамматике, и орфографические, пунктуационные, речевые навыки учащихся; в них может иметь место и элемент занимательности.
Переписав задания, учащиеся в течение нескольких дней работают самостоятельно, причем, отвечая на поставленные вопросы, они могут обращаться к словарям, справочникам, читать лингвистическую литературу. К назначенному сроку ученики сдают свои работы членам жюри, которые после проверки заданий подводят итоги первого тура олимпиады.
Во время классных занятий учителя проводят разбор типичных ошибок, допущенных учащимися при выполнении заданий. Данные о результатах каждого тура вывешиваются на доске для сведения учащихся.
К участию во втором туре допускаются только те из школьников, которые в первом туре показали лучшие результаты. Задания второго тура должны быть более сложными, однако сам характер их резко изменять не следует, чтобы дать возможность учащимся сориентироваться в содержании предстоящей работы. ученики занимают свои места в классной комнате, рассаживаясь по одному. Участникам конкурса предъявляются задания, сообщается о порядке проведения соревнований, и начинается работа школьников, строгого ограниченная временными рамками. Жюри тщательно следит за выполнением всеми учащимися условий конкурса. Им не разрешается советоваться друг с другом, пользоваться справочной литературой, выходить во время работы из аудитории.
По окончанию работы подводит итоги соревнования, в результате чего определяются победители, занявшие три призовых места. Кроме того, называются фамилии двух-трех учеников, которым будут вручены поощрительные премии.
В этом параграфе мною представлены лишь те формы внеурочной работы, которые я апробировала на практике, и, проанализировав литературу по теме исследования, постаралась выявить оптимальные условия организации этих форм внеклассной работы. Способы организации других видов и форм внеурочной деятельности описаны в педагогической и методической литературе, посвященной данной проблеме (см. Библиографию).
Необходимо помнить, что внеурочная работа способствует повышению грамотности по русскому языку. Для этого необходимо использование эффективных методик обучения и соблюдение некоторых общих условий успешной работы на внеурочных занятиях. К этим условиям относятся: во-первых, достаточная квалификация учителя; во-вторых, развитие речи учащихся на уроках русского языка и чтения; в-третьих, умелое использование наглядности и тщательное изучение индивидуальных особенностей детей.