Методика совершенствования работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы.
Цель: дать детям возможность увидеть небо и причудливость облаков.
С детьми мы выясняли, что такое облака, что такое небо.
При восходе и закате солнце окрашивает небо в разные цвета. При этом окрашиваются причудливые формы облаков: появляется огромное разнообразие цвета на небе. Часть детей рисует «небо», а другая - рвет из бумаги «облака».
Занятие 26. Экскурсия в парковую зону «Разноцветное небо».
Цель: увидеть небо и закрепить понимание причин изменения времен года и времени суток.
Занятие 27. День Земли.
Цель: воспитание в детях почтительного отношения к Земле - Матери.
Занятие 28. Экскурсия в весенний лес «Весна красна».
разноцветная весна.
Цель: показать нежность красок весны, красоту и хрупкость первоцветов.
Занятие 29. Природные краски.
Цель: в природе много красок, и люди издавна нашли им применение в раскрашивание белого яйца - символа жизни.
Расписывание яиц.
Занятие 30. Красота цветущей ветки.
Цель: дать детям возможность увидеть разные цвета на цветущей ветке и оттенки.
Детей посадила в круг и в центре разместила цветущую ветку. Дать детям возможность увидеть и показать цветовые переходы и попытаться дать им название «по кругу».
Открытка с изображением цветущей ветки.
Занятие 31. Открытое занятие на свежем воздухе.
«Разноцветная жизнь вокруг нас». Подготовить праздник, в который включить игры, вопросы, задания по темам всей системы занятий и провести его на месте проведения сезонных экскурсий.
В качестве проверки эффективности предложенной системы занятий по эстетическому воспитанию детей средствами природы было использовано два задания.
Первым заданием была использована методика «Времена года», которая позволяет определить знания детей о сезонных изменениях в природе.
Методика «Времена года»
Ребенку показывали рисунок и попросили, внимательно посмотрев на него, сказать, какое время года изображено на каждой части рисунка. Время выполнения задания - 2 минуты. Ребенок должен назвать не только соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка именно это, а не какое-либо иное время года.
Уровень развития оценивался следующим образом;
10 баллов - очень высокий 8-9 баллов - высокий 6-7 баллов - средний 4-5 балла - низкий 0-3 балла - очень низкий
10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временем года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года.
8-9 баллов - ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках вместе взятых.
6-7 баллов - ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.
4-5 баллов - ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.
0-3 балла - ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака.
Затем детям были предложены вопросы для проверки знаний о зимующих и перелетных птицах, внешних особенностях животных, о лиственных и хвойных растениях. Дети четко должны различать овощи и фрукты и знать особенности поведения животных зимой.