Приемы дифференциации заданий с учетом уровня речевого развития младших школьников.

На основе данных, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента в экспериментальном классе были выделены три группы учащихся с учетом уровня речевого развития :

1. Учащиеся с высоким уровнем речевого развития.

2. Учащиеся с средним уровнем речевого развития.

3. Учащиеся с низким уровнем речевого развития.

Среди нормально развивающихся учащихся не все показали высокий уровень выполнения заданий. Поэтому следует систематики проводить развивающую работу с учащимися, учитывая индивидуальные особенности школьников.

Для первого уровня характерно преодоление внутренней мотивации, ребенок общительный, хорошо развита мелкая моторика и пространственные представления.

Для второго уровня характерно преобладание внешней мотивации, кратковременная память, неустойчивость внимания, слабое развитие пространственной ориентации.

Для третьего уровня характерно замкнутость в общении, слабо развита мелкая моторика и пространственная ориентация.

Целью формирующего этапа эксперимента являлось реализация дифференцированного подхода в процессе развития речи первоклассников.

Работа по развитию речи предполагала проведение следующей системы упражнений:

¨ Упражнения по развитию звуковой культуры речи.

¨ Словарная работа.

¨ Рассматривание картин.

¨ Составление рассказа по картинке.

¨ Пересказ прочитанного и ответы на вопросы.

¨ Продолжение текста.

¨ Рассказывание по аналогии.

¨ Словесное рисование.

¨ Придумывание к прочитанному тексту нового названия.

I. упражнения по развитию звуковой культуры.

Задание 1 Группировка слов по одному общему признаку : по буквам, обозначающим гласные звуки.

Цель задания – привлечение учащихся к обдумыванию, сравнению слов, рассуждению, высказыванию собственного суждения.

СОН, СЫН,САД,РОТ, РАК,ДОМ,ДЫМ, ДАЛ, ВОЛ, ВЫЛ, ВАЛ, РЫЛ.

Устно давалась инструкция: «Прочитайте слова. На какие три равные группы можно разделить эти слова?».

При проведении данного упражнения, был получен следующий результат, с заданием справились:

1 группа – 100%

2 группа – 85 %

3 группа – 20 %

В зависимости от полученных результатов учителю предлагалось использовать задание для 2 и 3 групп учащихся:

Для учащихся со средним уровнем развития речи можно дать следующее задание:

1) Раздели слова на три группы по буквам, обозначающим разные гласные звуки.

2) Выпиши каждую группу слов в отдельный столбик.

Для учащихся с низким уровнем развития речи предлагается следующее задание:

1) Раздели слова на три группы по буквам, обозначающим разные гласные звуки.

2) В один столбик выпиши все слова с буквой О, в другой – с буквой Ы, в третий – с буквой А.

Задание 2 На группировку слов в зависимости от места ударения в слове:

ГОРА, ГОРКА, СТЕНА, СТЕНКА, НОРА, НОРКА, ТРАВА, ТРАВКА, ЛИСА, ЛИСКА.

Предлагается три разновидности инструкций.

Инструкция первая:

1. Прочитайте слова.

1. Распределите их в две группы.

2. Запишите каждую группу слов в отдельный столбик.

Инструкция вторая:

1. Прочитай слова.

2. Распредели их в две группы в зависимости от места удаления в словах.

3. Запиши каждую группу в отдельный столбик.

Инструкция третья:

1. Прочитай слова.

2. Распредели их в две группы в зависимости от места удаления. Чтобы найти удаление, прислушайся, какой слог звучит сильнее в каждом слове.

3. В первый столбик выпиши слова, ударение которых падает на первый слог; во второй столбик слова, ударение в которых падает на второй слог.

Результаты проведенного задания показали:

1 группа высокий уровень – 100 %

2 группа средний уровень – 95%

Перейти на страницу: 1 2 3 4