Приемы дифференциации заданий с учетом уровня речевого развития младших школьников.
- Что знаем о лисе из этой сказки? (Она хитрая).
- Есть ли рисунки об этом? Что там нарисовано? Что узнали о воронах? Как об этом рассказал художник?
- Расскажите сказку (озвучьте, оживите картинку) так, чтобы мы поняли, какая лиса хитрая, а вороны доверчивы и неосторожны.
Такой методический прием позволяет сделать пересказы осмысленными, дает возможность сравнивать и объективно оценивать детские работы, так как есть четкий критерий: лучше у того, кто точнее раскрыл тему и главную мысль
Кроме текстового материала, букварь содержит разнообразные нетекстовые элементы:
· Иллюстрации,
· Схемы предложений,
· Слоговые таблицы и т.п., которые способствуют развитию речи и мышления у детей.
Сюжетные и предметные рисунки вводятся уже в подготовительный период. Предметные картинки помогают проводить работу по обогащению, активизации и уточнению словаря детей, служат материалом для логических упражнений в слого – звуковом анализе.
Сюжетные картинки используются для составления связных рассказов, предложений и выступают в качестве источника для аналитико – синтетических упражнений.
В основной период обучения грамоте большое значение имеет работа с рисунками. С опорой на предметные рисунки проводится анализ исходных слов, завершающийся выделением изучаемых звуков.
Для упражнений в связном рассказывании в букваре специально помещены серии картинок. Методика работы с ними такова:
- учащиеся рассматривают картинки;
- учитель ставит к каждому рисунку по одному вопросу, на каждый из которых учащиеся отвечают тремя – четырьмя предложениями,
- руководствуясь рисунками как планом, учащиеся связно передают содержание изображенного по порядку.
В букваре широко представлен разнообразный игровой материал: ребусы, «рассыпанные» слова, «цепочки» слов, скороговорки и др. главное назначение игрового материала – способствовать развитию речи и мышления детей.
Методика работы по отгадыванию ребусов зависит от их характера. В букваре даны ребусы нескольких разновидностей:
Ø перестановка букв в слове в соответствии с цифрами ( кот – кто);
Ø прибавление к слову или исключение из него букв или слога (столб – стол, дуга – радуга);
Ø замена буквы в слове (стул – стол);
Ø исключение из слова буквы и добавление к слову указанной буквы (рак – рук – рука);
Ø чтение букв и слогов, вписанных в буквы большего размера (ворона).
Ø Слова – отгадки составляются из букв разрезной азбуки или слоговых карточек и прочитываются.
Игры в слова проводятся следующим образом:
1) «Рассыпанные» слова.
- Какие слоги и буквы рассыпаны, прочитай. Сколько слов из них можно составить? Прочитай и объясни их смысл.
2) «Цепочки» слов.
- Сколько слогов? Какие? Какое п6ервое слово можно составить? Если второй слог сделать в новом слове первым, какое следующее слово получится? Сколько всего слов можно составить?
Работа над скороговорками организуется так: сначала скороговорка прочитывается медленно, потом – хором, затем – индивидуально в убыстренном темпе.
Для более подготовленных детей предусмотрен дидактический материал «Читаем сами». Данное пособие своим содержанием существенно дополняет букварные страницы разнообразным материалом, который открывает широкие возможности для упражнения детей в слого – звуковом анализе слов и чтения, для осмысленного разбора прочитанного, уточнения, обогащения и активизации словаря, развития речи учащихся.
В заключении необходимо отметить, что перечисленные задания, направленные на повышение уровня речевого развития младших школьников, дали свои положительные результаты благодаря дифференцированному подходу. Возможно еще более эффективных результатов можно достичь, если применять эти упражнения систематически и в комплексе.