Приемы дифференциации заданий с учетом уровня речевого развития младших школьников.
Предлагается дифференцированный подход к заданию на дом.
Учащимся 1 группы – придумать рассказ о летних прогулках в лес. Уметь выделять в этом рассказе слова, в которых один, два или три слога.
Учащимся 2 и 3 группы предлагается то же самое задание с опорой на схему предложения.
С домашним заданием справились:
1. группа высокий уровень – 100 %
2. группа средний уровень – 98%
3. группа низкий уровень – 60%
При выполнении задания возникла трудность: у учащихся 3 группы – придуманные предложения не соответствовали предложенным схемам. В частности были допущены ошибки при выделении слов в три слога.
Пример 2 .
Составление рассказа по сюжетной картинке на с. 15 букваря.
Для учащихся 2 и 3 группы предлагается по картинке составить предложение их 2 – 3 слов:
Девочка шьет.
Девочка шьет платье.
Для учащихся 1группы задание усложняется: составить предложение из 4 – 5 слов.
Девочка шьет платье кукле.
Девочка шьет платье своей кукле.
С заданием справилась основная масса учащихся. Результаты показали, что для учащихся 2 и 3 групп не возникло затруднений при составлении предложения из 4 –5 слов.
Задание 6. Продолжение текста.
Пример 1.
В учебном пособии «Читаем сами» предлагается прочитать самостоятельно рассказ Л.Н.Толстого «Чиж».
Для учащихся 1 группы предлагается задание подумать, как можно продолжить рассказ «Чиж».
Для учащихся 2 и 3 групп предлагается придумать 2 - 3 предложения, чтобы продолжить рассказ или ответить на вопросы.
Пример 2.
При рассмотрении рисунка на с.112 букваря, с учащимися проводится беседа о спортивных соревнованиях, об участии школьников в некоторых из них. В беседу включаются новые слова; СТАРТ, ФИНИШ, СИГНАЛЬНЫЕ ФЛАЖКИ, СУДЬЯ.
Затем прелагается прочитать рассказ на тему ( с.112 букварь) и придумать продолжение рассказа на тему «Случай на финише» или «Друзья».
Учащимся 2 и 3 групп предлагается придумать продолжение рассказа с опорой на вопросы учителя
Результаты проведенных упражнений показали, что с заданием справились: 1 группа – 100%, 2 группа – 100%, 3 группа - 100%.
Задание 7. Пересказ прочитанного и ответы на вопросы.
Пример 1.
Упражнение на определение необходимости следить за порядком предложений в тексте. Сделать работу наглядной поможет игровая «пирамида».
Учащиеся внимательно рассматривают картинку на с.64 букваря, после чего учитель сообщает, что придумал несколько предложений, и просит определить, можно ли из них составить рассказ.
- О ком будет рассказ? (О детях).
- Что мы о них расскажем? (Они играют в прятки).
- Проверим, все ли предложения из моего набора будут нужны для рассказа. (Предложения записаны на доске и на полосках бумаги – колечках «пирамиды», которые лежат на столе учителя.)
· Дети играют.
· У Нины красивые бантики.
· Алла стоит в кустах.
· Светит солнце.
· Алик искал Аллу и Нину.
Учащиеся читают предложения, и если, окажется, что какое – то из них соответствует замыслу, то полоску – колечко с ним надевают на основу «пирамиды». После этого читают предложения на «пирамиде».
Если порядок нарушен – рассказ выглядит нескладным. Возникает необходимость еще раз все прочитать, чтобы навести порядок (починить «пирамиду»).
Выполняя подобное упражнение, учащиеся практически усваивают, что текст – это группа предложений, связанных пор смыслу, раскрывающих одну тему и выстроенных в строгой последовательности.
Пример 2. Упражнения по формированию речевого умения для определения темы и главной мысли текста.
При рассмотрении серии сюжетных картинок, учитель ведет беседу:
- О ком будем рассказывать сказку? (О лисе и воронах).