Различные виды работы при обучении письменной речи в старших классах
rendu
необходимы, как нам кажется, следующие типы упражнений:
§ Упражнения, направленные на формирование умений и навыков просмотрового чтения с целью определения:
- автора текста (определить не только его имя, но и по возможности изложить всю информацию, известную об этом человеке: является ли его тмя значимым для современного французского общества, кто он по профессии, чем он известен и т.д.)¹;
- жанра текста (статья, очерк, репортаж, эссе, заметка, интервью, комментарий и т.д.);
- проблематики текста;
- цели автора;
- способа изложения;
тональности текста (нейтральная, ироничная, драматичная, саркастическая и е.д.);
- библиографических данных (не только указать источник, но и дать его краткую характеристику).
Для этой цели можно также использовать различные упражнения, направленные на формирование умения предвосхищать и выделять информацию на основе заголовка, названия частей текста, сопровождающей его фотографии и т.д.
§ Упражнения, направленные на понимание логико-смысловой структуры текста.
§ Упражнения, направленные на формирование умения композиционно оформить текст.
§ Упражнения, направленные на формирование умения выбрать основную информацию, включают целый ряд упражнений:
- Упражнения на формирование умения выбирать ключевые слова.
- Упражнения на овладение умением отделить основную информацию от второстепенной.
§ Упражнения, направленные на формирование умения объективно изложить информацию.
Этот тип упражнений предусматривает определение системы высказывания. Предполагается выяснить, от чьего лица ведется повествование, кем высказывается та или иная тока зрения в тексте (эксплицитно или имплицитно), выражает ли автор свое мнение, либо лишь приводит точку зрения других людей.
К этому типу упражнений также относятся упражнения на овладение умением определить объективный либо субъективный характер информации.
§ Упражнения, направленные на умение синтезировать и переформулировать информацию. К этому типу упражнений можно отнести:
- Упражнения, на овладение правилами соотнесения конкретной лексической единицы (ЛЕ) с другими лексемами в тематической и семантической группах, с синонимами и антонимами, четким определением значения ЛЕ. Овладение данными правилами должно способствовать формированию навыка адекватного выбора и употребления ЛЕ в конкретном тексте, в его грамматической и стилистической структуре.
- Упражнения на формирование стилистических умений и навыков.
- Упражнения на сокращения на основе предложения.
- Упражнения на сокращения на основе абзаца.
- Упражнения на сокращения на основе текста.
§ Упражнения, направленные на формирование навыков определения типов используемых слов-связок/коннекторов.
§ Упражнения, направленные на формирование навыков правильного использования слов-связок/коннекторов.
В качестве иллюстрации методики работы по составлению compte rendu как одного из видов обучению письменной речи на старшем этапе обучения мы предлагаем следующий комплекс упражнений, разработанный на основе текста статьи «L’eau, l’enjeu du 20ème sciècle», приведенный в примере экзамена DALF - Unité B1 для составления compte