Вопросы структурирования урока, его типологии, планирования системы уроков

В передовом педагогическом опыте рождались новые для школьной практики представления о структуре, типологии, планировании системы уроков. Особая роль в этом процессе смены в сознании учительства парадигмы универсальности сложившейся структуры комбинированного урока принадлежит липецким учителям.

Отказавшись от традиционного взгляда на урок лишь как на внешнюю организационную форму, они сумели самостоятельно применить лежавшие до той поры "мертвым грузом" достижения в области теории обучения – о двухстороннем (преподавание-учение) характере учебного процесса, о нецелесообразности линейной последовательности звеньев обучения. Липецкие учителя по-новому подошли к уроку как к целостному живому и неделимому педагогическому явлению, что придало их творчеству "эффект целого", "эффект системы" [166, 152; 131, 36]. Выявление резервов повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, заключенных в комбинированном уроке, началось с отказа от поэтапного преподавания, с ликвидации жесткого деления урока на отдельные, изолированные друг от друга этапы, и в первую очередь, с пересмотра места и характера проверки знаний, умений и навыков на уроке [33, 206; 127, 13].

Ликвидация жесткого членения урока на отдельные этапы привела к устранению искусственных границ между частями урока. Прежде неподвижные глыбы урочных этапов сдвинулись с места, превратились в гибкие, подвижные, переходящие одна в другую, просвечивающие одна сквозь другую, подчас проникающие друг в друга; согласованно взаимодействуя между собой, они стали служить вовлечению учащихся в активную работу по усвоению знаний непосредственно на уроке, способствовать общему развитию учащихся [131, 34; 35, 103; 162, 41]. Применение новой организации проверки в усовершенствованном комбинированном уроке поставило перед необходимостью оценки учебной деятельности школьника: его труда, затраченных усилий, прилежания, качества и количества выполненной работы. Новизна подхода к оценке знаний, умений и навыков заключалась в выставлении ученику одной итоговой оценки в конце урока за все виды деятельности на уроке и дома, т.е. за сумму всех его усилий. К.А. Москаленко назвал итоговую оценку "поурочным баллом" и высоко характеризовал ее как стимул, как "зеркало" педагога, в котором он может видеть и анализировать свою работу [157, 65-66]. При этом приоритет отдавался оценке за письменную работу. Итоговая оценка не могла быть выше ее [33, 222-223, 227].

Благодаря новаторским исканиям липецких учителей сложился особый тип урока, который был назван "объединенным" (К.А. Москаленко) или "рационально организованным" (З.А. Порядин), "усовершенствованным комбинированным" (Г.И. Горская).

Несмотря на многообразие методического почерка, можно выделить ряд общих принципов, при которых липецкие учителя достигали высоких результатов: поразительная плотность урока, экономия времени вплоть до секунд; чрезвычайная насыщенность урока разнообразными планово сменяющимися видами работ, подчиненных главной цели урока, позволяющих без перегрузки школьников поддерживать их активность в течение всего урока, обеспечивающих усвоение огромного объема знаний; установление тесной связи теоретических и практических знаний и навыков на основе введения в каждый урок самостоятельных творческих работ на закрепление и повторение изученного материала; введение комментированных упражнений способствовало открытости учебного процесса, помогало преодолевать ошибки, приучало к внимательности, повышало роль учителя, организующего комментирование учащихся; выставление "поурочного балла" в конце урока, введенное в систему, включало ученика в активную работу на всех этапах урока, способствовало добросовестному выполнению домашних заданий; липецкий урок был рассчитан не на слабых, сильных или средних учащихся, а на индивидуальные особенности всех учеников; эластичность границ всех видов работ, применяемых на уроке, позволяла каждому школьнику действовать в меру своих знаний и возможностей; осуществление на каждом уроке принципа межпредметной связи и связи "с повседневной" жизнью страны, с производством (математики решали на своих уроках задачи по физике, делали расчеты технического чертежа, вычисляли химические реакции, местонахождения на широте и долготе и т.п.); была разрешена проблема перегрузки домашними заданиями, которые составляли четверть сделанного на уроке, чему способствовал их "комбинированный характер", основанный на межпредметных связях; залог успеха – сами учителя, их ответственное отношение к делу, высокая требовательность к себе, целеустремленность и тщательная подготовка к каждому уроку.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6