Трудности и отклонения в эмоциональном развитии младшего подросткового возраста.
По мнению ведущих ученых по психиатрии А.Е. Личко младший подростковый возраст представляет собой критический период для возникновения психопатий.
“В переходном возрасте дети чаще чем когда бы то небыло, становятся жертвами так называемого синдрома дисморфомании (страх или бред физического недостатка). Поскольку наружность важный элемент самоосознания, то учителям и родителям нужно знать какие аспекты чаще всего вызывают у ребят беспокойство. Это во первых кожа, которая вызывает у них неприятные эмоции в связи с появлением различных подрастковых деффектов на ней .”. [ ; стр. 123] Особенно мальчиков занимает проблеммы роста, проблеммы избыточного веса. Девочки в этом возрасте преувеличивают свои обьемы и в связи с этим прибегают к “фантастическим” вредным диетам. Некоторых неустраивают свои черты лица и они прибегают к разным маскировкам, например закрывают что-то рукой, отворачиваются. Подростки начинают следить за своей внешностью. Проводят много времени перед зеркалом, уделяют внимание одежде. Причем в большинстве это делается не из-за самодовольства, а из желания понравится. Как средство получения подтверждения, что у них все в порядке. На 1-й план выступают теперь и другие свойства “Я”, т.е. умственные способности, волевые и моральные эмоции от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими. Самооценка здесь выступает как средство психологической защиты. Желание иметь положительный образ “Я” нередко побуждает подростка преувеличивать свои достоинства и приуменьшать недостатки.
Чрезвычайно важный компонент самоосознания- это самоуважение. Психологические тесты и шкалы самоуважения М. Розенберга, С. Куперемита, Р. Симонса, измеряют устойчивую степень эмоционального положительного отношения индивида к самому себе. “Самоуважение выражает установку одобрения или неодобрения и указывает в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным. Короче, самоуважение это личное ценностное суждение выраженное в установках индивида к себе”. (С, Куперсмит. 1985). Поскольку высокое самоуважение ассоциируется с положительными, а низкое с отрицательными эмоциями, мотив самоуважения это личная потребность установок по отношению к себе. Высокое самоуважение выражается в том, что подросток считает себя не хуже других, верит в себя и верит в то, что может преодолеть свои недостатки. Низкое самоуважение напротив предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказывает отрицательное воздействие на эмоциональное самочувствие и социальное поведение личности. Подростки с пониженным самоуважением особенно ранимы и эмоционально чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Они болезненнее других реагируют на критику, смех, порицание. Вследствии этого многим из них свойственна застенчивость, склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты.
Как ранее мы говорили период младшего подросткового возраста связан с кризисом полового созревания. В эти годы возникает влечение к противоположному полу, а именно 1-я влюбленность. И в свете этого аспекта возникает нарушение эмоционального состояния или поведенческий дискомфорт. В общении с другими людьми они чувствуют себя неловко, страдают от одиночества и заранее уверены, что окружающие о них плохого мнения (см. пример №3).