Трудности и отклонения в эмоциональном развитии младшего подросткового возраста.
и) Истироидные психопаты. Одним из центральных свойств личности истероидных психопатов является эгоцентризм и стремление любой ценой быть в центре внимания окружающих. Находясь в любом коллективе, они стремятся к лидерству, причем в зависимости от интересов группы они и выполняют соответствующую роль, поэтому из них вырастают люди при искусстве, при науке, при спорте. Реальные же успехи в деятельности их мало волнуют так как им важно показатся для окружающих кем-либо, а не быть таковыми на самом деле. Им необходима атмосфера обожания, восхищения и поклонения, тогда они могут приложить и усилия для достижения реальных успехов.
Среди них встречаются патологичские лгуны, которые всю жизнь любят фантазировать и обманывать окружающих. Причем делают это достаточно бескорыстно. Таких психопатов называют псевдологами. Но среди истероидных психопатов есть лгуны, которые и сами начинают верить в собственную ложь, подменяя реальную жизнь вымышленными событими, о чем убежденно и искренне сообщают окружающим. Таких людей называют “фантастами”.
“Органические” психопатии
Втора группа психопатий представлена психопадобными изменениями личности вследствии органического поражения головного мозга. Если повреждение мозга произошло внутриутробно или в первые годы жизни, то идет процесс формирования психопатических черт личности.
Среди этой группы психопатий наиболее отчетливо выступают две их формы: безтормозная и возбудимая.
а) Безтормозные или неустойчивые психопаты. Этим личностям свойственно прежде всего стремление к удовольствиям, которые можно получить без особых усилий. У них наблюдается жажда сенсорных впечатлений при отсутствии глубины анализа воспринимаемых явлений.
б) Возбудимые психопаты. В первые десятилетия двадцатого века таких людей называли “социопатами”, или “врагами общества”. Роль инстинктов в их жизни резко усилена. Будучи голодными, они отбирают еду у окружающих, а при сопротивлении избивают жестоко, часто садистически. В драках они безудержны, причем повод для драки не ищут, а без разбора могут напасть на любого, кто в данный момент будет проходить мимо них.
“Краевые” психопатии
Третья группа психопатий представлена патохарактерологическими развитиями личности. Формируется эта группа из-за длительно существующих неблагоприятных условий воспитания. Этот вариант отклонений в развитии можно лишь условно отнести к психопатиям, тка как при благоприятной микросреде и достаточном развитии самоанализа и самоконтроля в дальнейшей жизни возможна коррекция дисгармонических свойств личности и исчезновение нежелательных характерологических проявлений.
Есть несколько довольно резко очерченных деформированных стилей семейного воспитания, нередко приводящих к определенным вариантам патохарактерологических развитий личности.
а) Воспитание ребенка по типу “кумира семьи”. Все родственники ребенка с раннего возраста неуемно и бурно восторгаются им: их умиляет, как он двигается, говорит, носит одежду, овладевает различными знаниями и умениями. Все, что ни делает ребенок, оценивается окружающими как исключительное и неповторимое явление.
б) Воспитание ребенка по типу “Золушки”. Другими словами такое воспитание можно назвать деспотическим. За любую шалость, провинность, за нежелательное для родителей намерение ребенка следует тяжелое и жестокое накозание. Дети не встречают эмоциональной поддержки, поощерения за любые свои успехи и достижения. Часто такой стиль воспитания окружает “эмоционально отверженных”, нежелательных в семье детей, либо детей “запланированных”, от которых родители ожидают только радости и удовольствия и поэтому находятся как бы в постоянной претензии к ребенку за то, что он не оправдывает их надежд.