Трудности и отклонения в эмоциональном развитии младшего подросткового возраста.
Г. Каплан (1980 г.) на основе 10-летнего исследования пришел к выводу, что пониженное самоуважение коррелирует едва ли не со всеми видами так называемого дивиантного поведения: нечестностью, членством в преступных группах и соваршением правонарушений, наркоманией, алкоголизмом, агрессивным поведением, попытками суицида и различными психическими расстройствами. Но неудавлетворенность собой и повышенная самокритичность не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении. Несовпадение реального и идеального “Я” вполне естевственное следствие роста самоосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания. У интеллектуально развитых подростков расхождение между идеальным и реальным “Я” значительно больше чем у ребят со средними способностями.
У более творческих людей это расхождение также отличается повышенным чувством неудовлетворенности собой. Но в этом случае конфликт разрешается в деятельности на основе сильного “Я”, которое может ставить себе сложные задачи. Наоборот типичная черта невротика- слабое “Я”. Невротическая рефлексия остается на уровне пассивного самоосознания, вплоть до “выключения” из реального мира. Зная поведение воспитанника, круг его интересов, его способность преодолевать трудности в достижении поставленных целей, вдумчивый учитель может оценить к какому из 2-х полюсов тяготеет подросток. И нужно ли несколько уперить уровень его притязаний или же наоборот- повышать этот уровень и веру в собственные силы (И.С. Кон “Психология ранней юности”).
В литературе о переходном возрасте часто фигурирует понятие “трудный” подросток. Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Проблемное поведение часто называют дивиантным, отклоняющимся. Дивиантное поведение- это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то норма психического здоровья, права, культуры или морали. Дивиантное поведение подразделяется на 2 большие категории. Во-первых это певедение отклоняющееся от нормы психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии или пограничного с ней состояния. Во-вторых это антисоциальное поведение нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Кризис переходного возраста у подростков представляет собой группу повышенного риска. Сказываются трудности переходного возраста начиная с психогормональных процессов и заканчивая перестройкой “Я” концепции. Далее пограничность и неопределенность социального положения и наконец, противоречия обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские нормы контроля основаные на соблюдении внешних норм и послушаний уже не действуют. А взрослые способы, предполагающие самодисциплину и самоконтроль еще не сложились или не окрепли. Поэтому возникают определенные трудности в эмоциональном развитии младшего подростка с которыми приходится сталкиватся учителям, родителям и окружающим.
Существует понятие психической нормы, при которой наблдается максимальное приближение субьективных образов к отраженным обьектам действительности. Эмоциональный он при этом не страдает. Имется адекватные реакции, способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненых ситуаций, происходит самоутверждение в коллективе без ущерба для его остальных членов. При психических заболеваниях в силу патологической деятельности мозга, нарушается регуляция адекватной действительности поведения человека.