Трудности и отклонения в эмоциональном развитии младшего подросткового возраста.
в) Стиль семейного воспитания по типу гиперопеки. Подобный тип воспитания может проявлятся либо в чрезмерном стремлении родителей к ограждению ребенка от любых возможных опастностей и неприятностей, из-за чего родители постоянно сопровождают ребенка, вмешиваются в его дела, замучивая бесконечными настойчивыми советами, предостережениями и запретами. Либо гиперопека сопроваждается резким подавлением у ребенка его собственных желаний, побуждений с навязыванием ему родительских установок и стремлений по принципу: “Ты еще мал, жизни не знаешь, горя не хлебнул, а мы знаем жизнь, поэтому не перечь, делай, как тебе говорят”.
И в том и в другом случае ребенок становится безвольным, безинициативным, способным лишь следовать за лидером, не имея сил и возможнастей самостоятельно и критически решать актуальные для него задачи и утопая в вечных сомнениях и неудовольстве собой по этому поводу.
г) Стиль семейного воспитания по типу гипоопеки. Если ребенок, живя в семье, оказывается в ситуации безнадзорности, то он привыкает добиватся “тепла под солнцем” собственными силами. Мир взрослых людей оказывается для него чуждым. Он отвергает их ценности, нормативы поведения, запреты и нередко примыкает к группе асоциальных подростков, которые его опекают и учат жить по законам своей групповой этики. Там он находит то “тепло” и “заботу”, которых ему так недоставало в семье. Отсюда вытекают и особенности их поведения и черт характера, формирующихся при длительных неблагоприятных обстоятельствах жизни: отрицание социально положительных авторитетов, неподчинение режимным ограничениям, необузданное стремление к свободе от всяких нормативов поведения, от общественно полезного труда.
Таким образом, по причинам возникновения мы рассмотрели 3 группы психопатий. Однако психопатии не являются единственной разновидностью отклонений от статистически средней нормы в структуре и динамике личности. Крайним вариантом нормы или переходным вариантом от нормы к патологии являются акцентуированные личности. Эти люди обладают какими-либо утрированными, обостренными чертами характера, но, в отличии от психопатов, такие особенности не приводят к глобальной дисгармонии личности, к постоянной дезадаптации и не являются необратимыми. Лишь при определенных обстоятельствах жизни, провоцирующих актуализацию обостренных черт характера, наступает дезадаптация акцентуированной личности. Например, человек с тревожно-мнительными чертами характера может не проявлять их до тех пор, пока не окажктся в ситуации повышенной ответственности за свои действия. К. Леонгард, предложивший называть таких людей акцентуированными, выделил ряд разновидностей акцентуаций:
1. Демонстративные личности- легко вживаются в необходимые для них жизненные роли, ничего не взвешивая, реагируют на все импульсивно и непосредственно, сами себя хвалят, самонадеяны, кичливы и честолюбивы, самоуверенны.
2. Педантичные личности- нерешительны, бесконечно взвешивающие всевозможные решения перед тем, как начать действовать. Они крайне старательно, тщательно и добросовестно выполняют все свои дела. Аффекты их нестойки.
3. Застревающие личности- злопамятны, мстительны, дают стойкие аффекты, заносчивы, самонадеянны и крайне честолюбивы. Они подозрительны к окружающим, если возникают препядствия в достижении их целей.
4. Возбудимые личности- их поступки зачастую в большей степени управляются влечением, чем логикой и благоразумием. Нетерпимы к противостоянию, импульсивны. Они обстоятельны и медлительны в умственных действиях и в поведенческих реакциях.