Проблема познавательного интереса в истории педагогики.
Существует так же расслоение учащихся по характеру их познавательных интересов:
аморфные интересы;
многосторонние – широкие интересы;
локальные – стержневые интересы.
Аморфные интересы подростков без тенденции развития чрезвычайно обедняют личность школьника. Эти интересы слишком туманны и не определены, чтобы называться истинно интересом, можно сказать, что это скорее отсутствие интереса, чем его наличие.
Для учащихся с подобными интересами характерны:
неосознанность интересов, неумение отдать себе отчет в том, что именно привлекает их в учении и в какой степени;
неопределенность интересов, нерешительность, неуверенность в своей учебной деятельности;
предпочтение репродуктивной деятельности, предпочитают действовать по образцу, отсутствие интереса к поисковым и творческим задачам, отказ их решать;
отсутствие стремления к познанию, не проявляются желания добиваться хороших результатов в учении, интерес не к результатам познавательной деятельности, а ее процессом. Интерес носит не продуктивный, а процессуальный характер;
ограниченность круга знаний программой, не используются дополнительные источники информации для обогащения своих знаний;
неустойчивость интереса, не наблюдается склонностей к занятиям и узость кругозора;
отсутствие инициативы, бездумное следование за учителем;
отсутствие мобильности в перестройке способов учения.
Многосторонний, широкий характер познавательного интереса в учащихся отличается тем, что способствует познавательной активности в деятельности, побуждает искать и находить новое во всех областях предметного мира.
Для учеников с этой группой интересов характерно:
стремление к решению поисковых познавательных задач;
личностное отношение к деятельности;
стремление выйти за пределы программы в избранно области, интерес к современным научным открытиям, поиск дополнительных источников информации;
начитанность, довольно широкий кругозор;
активность, пытливость, любознательность.
Локальный, стержневой характер интересов школьников обычно сосредоточен на одной-двух смежных или полярных областях деятельности. Эти устойчивые, достаточно глубокие интересы укрепляются в практической деятельности за пределами учебного процесса.
Для этих учеников характерно:
относительно большая нацеленность и более узкая локальность предметной направленности;
высокая активность и практическая действенность;
тесная связь со склонностью учащегося.