Проблема познавательного интереса в истории педагогики.
– важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.
Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями.
Условно различают последовательные стадии его развития:
любопытство;
любознательность;
познавательный интерес;
теоретический интерес.
Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. По утверждению Б.Г. Ананьева, эта стадия интереса эмотивна, так как вместе с устранением внешних причин исчезает и его избирательная направленность. Эта стадия нам не интересна в силу ее простоты, как показывают эксперименты, она зафиксирована уже у обезьян.
Любознательность – ценное состояние личности. Оно характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью.
Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, ясной избирательностью, направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в сущностные связи, отношения, закономерности познания.
Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания.
Надо сказать, что эта периодизация условна и не все ее принимают, но мы будем придерживаться именно ее.
Теперь, когда определены уровни развития познавательного интереса, рассмотрим показатели этих уровней.
Высокий |
Средний |
Низкий |
1.Высокая самопро-извольная познава-тельная активность. 2.Интерес к сущнос-ти явлений и процес-сов, к их взаимосвяз-ям и закономернос-тям. Стремление ра-зобраться в трудных вопросах. 3.Интенсивно, с увле чением протекаю-щий процесс самос- тоятельной деятель-ности. 4.Стремление к прео- долению трудностей («Не говорите, не подсказывайте, сам найду»). 5.Корреляция инте-реса и склонности (свободное время по-свящается предмету интереса). |
1.Познавательная активность, требую-щая систематических побуждений учащихся. 2.Интерес к накопле-нию информации, в основе которой ле-жат факты,описания. Постижение сущнос-ти познания только с помощью учителя. 3.Зависимость про- цесса самостоятель- ной деятельности от ситуаций, наличия побуждений. 4.Преодоление труд- ностей с помощью других, ожидание помощи. 5.Эпизодические занятия предметом интереса. |
1.Познавательная инертность. 2.Эпизодический интерес к эффек-тивным и занима-тельным сторонам явлений при отсу- тствии интереса к их сущности. 3.Мнимая самосто ятельность дейст- вий (списывание с доски, у соседа); частые отвлечения 4.Полная бездея- тельность при затруднениях. 5.Отсутствие склонности к какому-либо виду деятельности. |