Проблема познавательного интереса в истории педагогики.
Неправомерно обосновывая любознательность, склонность ребенка к наблюдению, к размышлениям, Н.Г. Чернышевский все же считал, что они получают свое развитие а последующей жизни. Это определяло его веру в человека.
Вопрос о необходимости развивать в обучении интерес детей к знаниям о предметах и процессах действительности настойчиво поднимался в педагогических воззрениях Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Опираться на интересы учеников и развивать их - прямое назначение учителя. Если десятилетний мальчик не любит учиться, причина тому не он, а его воспитатель, заглушающий в нем любознательность дурными приемами преподавания или непригодным содержанием его, писал Н.Г. Чернышевский.
В их работах можно найти советы о том, как интересно строить обучение: образовательный материал должен будить интерес к реальной жизни; изображать природу страны нужно живо; о естественных произведениях говорить подробно; говоря о жителях, нужно указывать их нравы и обычаи; подробности давать исторические, литературные, примеры из наук естественных и нравственных; нужно учить и способам выражения; следует заставлять учеников самих делать разборы; делать замечания о слоге, о духе языка, о синтаксисе, о значении форм изменения слова и т.д.
Учебники должны быть составлены так, считал Н.А. Добролюбов, чтобы ни один факт не оставался в голове учащегося одним праздным словом, а возбуждал его мысль, воображение, привлекал его сердечное участие.
Педагогические взгляды Н.А. Добролюбова и Н.Г Чернышевского основаны на том, что интерес в обучении развивается на основе природосообразного подхода к ребенку, ценность же интереса состоит в том, что он развивает внимание, воображение, чувства, мысленные способности, волю, содействует самостоятельности личности на основе ее убеждений.
К.Д. Ушинский писал: «В школьной скуке скрывается источник множества детских поступков и даже пороков: шалостей, лени, капризов, отвращения от учения, хитрости, лицемерия, обманов и тайных грехов. Уничтожьте школьную скуку - и вся эта смрадная туча, приводящая в отчаяние педагога и отравляющая светлый поток детской жизни, исчезнет сама собой».
К.Д. Ушинский рассматривал учение как серьезный труд, который можно и нужно облегчить интересом, связанным с работой мысли, с приложением усилий воли. Интерес и усилия воли всегда должны сопровождать друг друга. Учителю следует делать учение привлекательным, не лишая его, однако, характера серьезного труда, требующего напряжения и усилий.
Интерес, по К.Д. Ушинскому, не только средство успешного обучения, это и важный стимул нравственного воспитания. Пустые интересы, отвлекающие ребенка от нравственного и прекрасного в действительности, препятствуют целям воспитания. Лишь направленность к полезному и нравственному утверждает в человеке чувство собственного достоинства.
Последовательным развитием прогрессивных идей о роли интереса в обучении являются взгляды Д.И. Писарева, который отвергал искусственную занимательность обучения, и утверждал необходимость развития подлинного интереса на основе активной мысли. Ощутив свое продвижение в учении, радуясь этому, ученик будет смело подходить к каждой новой трудности, с воодушевлением работать над её усвоением и, одержав над ней победу, выносить из этой победы новый запас силы и веселой энергии. Он советовал учителям не пробуждать интерес к учению занимательными рассказами, а способствовать самопознанию учеников, так осуществлять «преподавание, чтобы ученики сами замечали процесс своего развития. Как только этот отрадный факт сделается для них осязательным и несомненным, как только они увидят значительный шаг вперед – они, несомненно, пристрастятся к умственным занятиям, которые дали им возможность сделать над своими особами такие приятные и лестные наблюдения».