Проблема познавательного интереса в истории педагогики.
В этой связи проблема интереса и усилия решалась им так же, как и Н.А. Добролюбовым. Учение требует преодоления трудностей. В напряжении усилий, в борьбе с препятствиями ученик приобретает силу, ловкость, отточенность мысли. Если трудности не превышают размеров его наличных умственных сил, они дают ученику все «обаятельные» ощущения настоящей борьбы, писал Д.И. Писарев. И, что особенно важно, эти состояния имеют возможности переноса. «Обаятельная» сторона, найденная учеником, состоит в том, что задачи упражняют ум и энергию, а так как эта «обаятельная» сторона отыщется во всяком умственном, т.е. не машинальном труде, то всякий умственный труд будет привлекателен. Так, математика сделается для ученика превосходной школой не только в умственном, но и нравственном отношении.
Для Д.И. Писарева интерес является важным мотивом учения, воспитание которого представляет несомненные трудности, так как приохочивать гораздо труднее, чем приневоливать. Но эти трудности окупаются высоким результатом учения, все то, что изучается по принуждению, забывается при первом удобном случае. Средствами воспитания интереса как мотива учения Д.И. Писарев считал раскрытие закономерностей науки, связь знаний с жизнью, общение со взрослыми, подлинное уважение воспитателей и учителей к ученикам.
Итак, педагоги прошлого, как видно из выше сказанного, считали интерес важным стимулом учения. Однако, вместе с тем они показали, что интерес в обучении нельзя сводить к подмене сложной учебной деятельности развлекательными приемами, лишь облегчающими деятельность учащихся. Использование интереса необходимо для обогащения подлинно сложного труда в школьные годы – учения.
В психологической природе интереса прогрессивные педагоги прошлого выделяли не только интеллектуальную и эмоциональную его основы, но и регулятивные механизмы (внимание, воля), помогающие преодолевать трудности, препятствия на пути учения. Интерес к сущности изучаемого предмета, а не к внешним его прикрасам, по их мнению, стимулирует преодоление трудностей. В борьбе с трудностями, в их преодолении ученик зримо ощущает собственный рост. Успешное преодоление трудностей возбуждает крепнущие силы. Интерес как важный стимул успешного обучения – сильное средство возбуждения детской активности, развития мышления и творческих сил ребенка. Подлинный интерес возбуждается активной работой мысли, сопряженной с решением сложных задач. Но для этого необходимы усилия. Удовлетворение деятельностью служит стимулом дальнейшего поступательного движения.
В обучении необходимо сочетать интерес и усилия. Формируя способность к волевому усилию, интерес возбуждает нравственные силы ученика и является, таким образом, не только средством успешного обучения, но и важным стимулом нравственного роста личности.
Интерес, его классификация и характеристики.
Что же все-таки такое интерес?
Как сложное и очень значимое для человека образование, интерес имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);