Некоторые вопросы истории учебной деятельности
ных задач, предполагающее поиск и фиксацию конкретных чисел, характеризующих отношения вполне определенных величин (например нахождение числовой характеристики той или иной непрерывной или дискретной величины при данной мерке). -Зто действие позволяет детям связать общий принцип получения числа с частными условиями сосчитывания совокупностей или измерения непрерывных объектов. Понимание числа обнаруживается в том, что ребенок может свободно переходить от одной мерки к другой при определении числовой характеристики того же объекта, а тем самым соотносить с ним разные конкретные числа (одна и та же физическая величина может быть соотнесена с самыми разными конкретными числами). Таким образом, дети решают исходную учебную задачу путем построения общего способа получения числа и одновременно усваивают его понятие. Теперь они могут применять этот способ и соответствующее ему понятие в самых разных жизненных ситуациях, требующих определения числовых характеристик объектов.
Еще одно учебное действие — действие контроля позволяет детям при сохранении общей формы и смысла предыдущих четырех действий изменять их операционный состав в зависимости от частных условий их применения, от конкретных особенностей их материала (благодаря этому действия становятся умениями и навыками) Действие оценки на всех стадиях решения детьми учебной задачи нацеливает другие их учебные действия на конечный результат — на получение и использование числа как особого средства сопоставления величин.
Мы описали кратко те учебные действия, которые позволяют детям усвоить понятие числа на основе содержательного (теоретического) обобщения. В процессе реального обучения эти действия, конечно имеют более сложное строение, описание которого предполагает и более детальную характеристику учебной деятельности детей на уроках математики80.
Отметим, что определение конкретного состава учебных задач и действий при усвоении школьниками материала того или иного учебного предмета представляет результат специальных и доста точно трудоемких психолого-дидактических и .психолого-методиче ских исследований, требующих применения общих положении тео рии учебной деятельности, которая вместе с тем сама развивается и уточняется при проведении этих конкретных исследовании. _ Изложенное выше понимание содержания и строения учебной деятельности связано с результатами ее психологического изуче ния Вместе с;тем такое понимание учебной деятельности в некото рых существенных моментах сближается с ее истолкованием в рабо тах носящих методический характер; в них намечаются основные пути дальнейшего совершенствования начального обучения, рас смотрим общий подход к учебной деятельности изложен ный в одной из таких работ, созданной сотрудниками сектора на 80 См Минская Г. И. Формирование понятия числа на основе изучения отношения величин.—В кн.: Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы).М., 1966, с. 190—235.
чального обучения НИИ содержания и методов обучения АПН СССР.
« .В связи с тем, что именно в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, — отмечают они, — фор-!мирование и развитие ее в I—III классах — центральная задача начального обучения и воспитания»81. И далее: «При этом наиболее важно обеспечить формирование у младших школьников общих умений и навыков учебной деятельности. Именно в начальной школе должна быть выполнена основная часть работы по формированию умения учиться»82. Именно так можно «подготавливать учащихся к успешному обучению на следующем этапе средней школы»83.
Выше было сказано, что и для детской психологии основной задачей современного начального обучения является прежде всего изучение закономерностей формирования у младших школьников полноценной учебной деятельности (умения учиться). Лишь при этом условии они могут успешно учиться в старших классах, где • учение — один из видов общественно полезной деятельности.
«Выдвижение на первый план развивающе-воспитательной функции оказало решающее воздействие как на содержание, так и на методы начального обучения»84. И далее: «Введение новых понятий и идей в начальное обучение . предполагало повышение роли теоретических знаний, позволяющих рационализировать (и частично ускорить) изучение традиционного материала и усилить осуществление развивающе-воспитательной функции обучения. В связи с этим большое значение приобрели методы обучения, направленные на продуктивную деятельность учащихся, связанную с формированием обобщений, абстракций, с самостоятельным применением приобретенных теоретических знаний при решении учебных познавательных и практических задач»85.