Дидактическая деятельность педагога профессиональной школы: сущность, функции, структура, содержание
К инженерной и технологической подготовке будущего преподавателя профессионального обучения необходимы культурологический и личностно ориентированный подходы. Под технологическим образованием как составной частью технологической культуры понимается специально организованный процесс и результат обучения и воспитания с целью нормирования у человека технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности. Основными отличительными чертами технологического образования, в отличие от предшествующего технократического, являются:
1. В философском понятии:
1.1. Единство бытия и сознания.
1.2. Обучение как одновременное опредмечивание и распредмечивание знаний.
1.3. Техника как средство самореализации личности.
2. По целям образования:
2.1. Формирование основ технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний.
2.2. Подготовка творческого технолога-конструктора.
3. По задачам образования:
3.1. Развитие потребности в знаниях и навыков самообразования, вооружение технологическими знаниями.
3.2. Формирование технологических умений и навыков.
3.3. Воспитание технологически значимых качеств личности (технологическое мировоззрение, технологическое мышление, технологическая этика и эстетика, современное правовое и экономическое мышление).
4. По содержанию образования:
Интегрированные, проблемно-ориентированные области знаний (технология, эргономика, информатика, генная инженерия, экософия, графика, психоаналитика).
5. По характеру образования:
Перманентное, проблемно ориентированное обучение, направленное на преобразование окружающего мира на научной основе.
6. По основным принципам:
Научность, целостность и системность, глобальность, интегративность, историзм и универсальность, природо- и культуросообразность, проектность и вариативность.
7. По ведущим методам и формам:
Творческие, активные (проекты, тренировки, деловые игры, эксперименты, творческие задания), индивидуальные и групповые, интенсивные, индуктивные.
8. По характеру знаний:
Реальные, знания, ставшие убеждением.
9. По сущности обучения:
Самостоятельное приобретение знаний, умений и навыков путем проектно-тренировочной деятельности.
10. По приоритету:
Технологические умения и навыки, методы и средства обучения.
11. По стилю взаимоотношений учителя и ученика:
Демократический, субъектно-субъектный стиль, основанный на сотрудничестве (учитель-консультант, помощник).
12. По результатам образования:
Уровень развития технологической культуры и навыков преобразовательной деятельности, самореализацию и самоопределение личности.
Инновационный продукт как личностно ориентированное формирование педагогического профессионализма (ЛОФП) для будущих учителей позволяет решать спектр дидактических задач различного класса от старта до логического завершения. Создание такой конструкции позволяет уйти от фронтальных процессов вузовской практики (стадной системы) обучения к индивидуализированному - личностно-ориентированному.
Структура дидактической системы ЛОФП характеризуется тем, что перед студентом раскрывается спектр личных ценностей, обеспечивающих высокое качество педагогической деятельности, раскрываются теоретические основы и методика самоформирования педагога.
Личностно ориентированное образование обеспечивает саморазвитие личности исходя из выявленных индивидуальных особенностей как субъекта познания, так и предметной деятельности и имеет признаки:
- право выбора собственного пути развития через создание альтернативных (вариативных) форм обучения;
- реализовывать себя исходя из способностей, склонностей, субъективного опыта, интересов, ценностных ориентаций;