Дидактическая деятельность педагога профессиональной школы: сущность, функции, структура, содержание
- индивидуальность обучения, избирательность к предметному материалу с целью формирования качества ума (интеллекта) личности [3].
В. А. Поляковым предложен эмпирический подход к системе подготовки учащихся к труду. Ведущим элементом и неотъемлемым условием функционирования дидактической системы он определяет взаимодействие с базовым предприятием. Нами приняты на вооружение выявленные В. А. Поляковым элементы структуры дидактической системы: цели, задачи, пути, содержание, методы, формы, условия.
Условия реализации дидактической системы зависят от региона учебного заведения, его социально-экономического положения, материально-технической и технологической базы, уровня квалификации преподавателей, ценностных установок и т. д.
Как социально открытая система она использует весь образовательный и воспитательный потенциал.
Как воспроизводимая (адаптивная) система она может реализоваться в любом педвузе.
Система личностно ориентированной общетехнической подготовки соответствует интересам учащихся и студентов, возможностям развития их творческих способностей, подготовке к самостоятельной жизни, обеспечивает социальную защищенность после окончания вуза. Реализуется она через приоритетность внепредметных знаний.
Личностно ориентированная общетехническая подготовка будущего педагога предусматривает активную самостоятельную познавательно-технологическую деятельность студента, обусловливает его специализацию и вариативную специальную технологическую подготовку и определяется следующими компонентами:
1 - вариативное содержание самообразования: индивидуальные планы и программы, спецкурсы, учебники и учебные пособия, учебно-методические разработки, общетехнологическая и специальная технологическая подготовка и т.д.;
2 - методы самостоятельного приобретения знаний: проектный, проблемный, поисковый, исследовательский и т.д.;
3 - средства самообразования: компьютерные технологии, творческие проекты, промышленное и учебное оборудование, книги, теле- и видеоинформация и т.д.;
4 - формы обучения: проектная, самостоятельная, индивидуальная, коллективная, практика (ПУМ), специализация, вторая специальность и т.д.
Оценка личностно ориентированной технологической подготовки студентов осуществляется по профессионально важным технологическим качествам (компетентность, уровень технологической культуры и навыки преобразовательной деятельности .) подготовки студента как по частным дисциплинам и курсам, курсовым и дипломным проектам, так и оценкой Государственной аттестационной комиссии (ГАК).
Приоритетной оценкой являются как рациональные технологические знания, умения и навыки, так и профессионально важные технологические качества личности будущего преподавателя (рис. 2).
Особую ценность как профессионально важное качество приобретает компетентность будущего педагога в виде его потенциальной готовности решать со знанием дела профессионально возникающие технологические проблемы.
Специальные Общетехнические знания, умения и навыки характеризуются объемом, глубиной и направленностью (Г. В. Пичугина). Они, пожалуй, с наибольшей вероятностью будут востребованы в обучении будущей профессиональной деятельности.
Принципами личностно ориентированной общетехнической подготовки будущего преподавателя являются:
- функциональная полнота (охват всевозможных факторов обучения);
- минимизация, но достаточный объем необходимых знаний, умений и навыков;
- компенсация (частичное возмещение одних компонентов другими).
Сообразно с современными технологиями обучения личностно ориентированная общетехническая подготовка студентов проявляется в следующем. Начинается она с самостоятельного выбора специализации будущего преподавателя.